Уже сама картинка выше говорит почти все о фильме. Можно бесконечно говорить о драматическом таланте Юрия Никулина. Но ведь в фильме не только он. Героиней Инны Гулая любуешься в каждом эпизоде. Вроде обычная девушка, не модель, не ах-красавица. Но в моменты, когда лицо ее озарено любовью, просто "не можно глаз отвесть".
Фильм, конечно, о человеке, который по непонятным причинам сбился с пути. В самом фильме не ясно, где он получил такую травму, что разуверился в людях. Он же был рабочим человеком, воевал. Был нужным. А потом? Потом утратил веру в людей. Может работая складским агентом? Может еще где-то? У него и друзья в начале фильма какие-то аферисты. Не то, чтоб плохие люди, но точно не идеалисты. Кузьма Кузьмич сохранил человеческие связи только с ними. Но ведь когда-то у него были и другие друзья. Он - фронтовик. Сам от них отошел.
Острую тоску по настоящим человеческим отношениям Кузьма Кузьмич ощутил, когда девочка предложила ему конфеты. Он так растрогался, что буквально уцепился за возможность, назвать кого-то дочерью. В этом было и что-то от аферы, но все-таки это была не афера. Ему нужен был родной человек. И он нашел его. Он очистился, в какой-то мере, опаленный незаслуженной любовью вновь обретенной дочери, которая и не дочь. Но не только дочь ему помогла. Вся атмосфера колхоза, где в страду нет времени и все при деле.
Очень показательный эпизод, когда Кузьма Кузьмич на охоте. То он на краю леса видит, как комбайны убирают урожай, то как девушки укладывают скирды. Везде он натыкается на работающих людей. И вот тут...
Если б он наткнулся на бездельников, допустим, пьющих водку или даже кефир, но убивающих время, то он бы не прочувствовал ситуацию так остро. А тут все работают, буквально все, а он слоняется с ружьем. А вот город позволял ему отворачиваться. А тут некуда отвернуться.
В ходе обсуждения возник вопрос, осознала ли Наташа, что Кузьма Кузьмич не отец ей, когда он сознался. Большинство склонилось к мнению, что не могла осознать. У нее какой-то внутренний барьер стоял. Только-только она нашла отца, обрела счастье жить с родным человеком. Несмотря на очевидность ситуации, логика ее, можно сказать, в этот момент не подвела, она просто отключилась, чтоб случайно не подвести.
Своего рода катарсис произошел с Кузьмой Кузьмичем, когда он пришел в мастерские. Он так обрадовался работе, тому что руки помнят, что аж растрогался. Так долго упирался, чтоб не вернуться к работе слесаря. А тут вспомнил всё, в том числе, и ощущение счастья от того, что ему что-то подвластно.
Очевиден ли в фильме Хэппи-энд? Не все согласились с мнением, что очевиден. Что пойдет Кузьмич работать в мастерские и жить будет в ладу с совестью. Я склонен считать, что пойдет работать и вновь обретенную дочь не оставит.