Саур-Могила, 28 июля 2014 г. Вечер, ночь

Nov 10, 2015 10:43



Ближе к 12:00 или немного позже Сом вызвал по рации огонь артиллерии по наступающему противнику.

Была сделана пара неполных (ориентировочно - ракет по 10) залпов реактивными снарядами. Ракеты легли не очень точно, большого вреда не нанесли, однако этого оказалось достаточно, чтобы противник принял решение отойти.

Примерно к 14:00 бой стих. Укры отошли и рассредоточились в близлежащих лесопосадках (зеленке) для того, чтобы перегруппироваться, обработать высоту артиллерией и начать новый приступ. Ни у кого из защитников не было сомнений в том, что бой еще не выигран, враг не отступится.

Бой закончился, но отдыхать было некогда. Нужно было оказать помощь раненым, перенесенным в подвал кафе (самое безопасное место, уцелевшее к концу боя), проверить и подготовить к новому сражению оружие и боеприпасы.



Первым делом осмотрели крупнокалиберный пулемет Утес, стоявший на позиции невдалеке от кафе. Он вышел из строя в самом начале боя. Этим занялись Назар и Кузнец.

Повреждение оказалось не очень значительным: осколками повредило патронную коробку, посекло несколько патронов, ствол забило землей. Назар с Кузнецом вскрыли коробку, прочистили пулемет. Ленту с патронами передали молодым ополченцам - Казаху, Спасу и Башке, те удалили из ленты поврежденные патроны, набили ленту новыми. Кузнец зарядил оружие и пулемет ожил.



С наступлением темноты укры предприняли очередную атаку на горку, в этот раз они пошли без предварительной артиллерийской подготовки. Воспользовавшись темнотой, нацисты скрытно поднялись на высоту.



Они уже знали, что ополченцев на высоте было немного, и рассчитывали застать их врасплох.

Расчет их оказался верным - ополченцев было слишком мало для организации полноценного кругового наблюдения, к тому же по рации ополченцам сообщили, что на помощь к ним отправлена группа разведчиков, а может быть даже и не одна. Ополченцы нуждались в помощи, необходимо было эвакуировать раненных.

Поэтому, когда 28-го, около 23:00 уцелевшие бойцы взвода, находившиеся в окопах у подножия стелы, рассмотрели появившиеся на фоне неба силуэты людей у входа в стелу, они не смогли вначале однозначно определить, кто это. Все «свои» были на позициях, раненые находились  в подвале, но это могли быть и силуэты разведчиков.

Бумер крикнул, потребовал назвать пароль. Ответ оказался неверным…

Сом, быстро оценив обстановку, поняв, что враг предпринял под покровом абсолютной темноты ночную попытку штурма, не медля ни секунды принял решение вызвать огонь реактивной артиллерии «на себя»… Связавшись по рации с Соколом, Сом вызвал огонь артилллерии, указав в качестве ориентира стелу!

Тем временем разговор, переросший в словесную перебранку, перешел в стадию боя с применением стрелкового оружия. Никто из ребят не растерялся, все вступили в бой, работая каждый своим оружием.

Сому, который тоже участвовал в перестрелке, пришлось повторно вызвать огонь на себя - Сокол потребовал подтверждения необходимости обстреливать позиции, занятые бойцами.

И, наконец, прилетели Грады! Артиллеристы сработали очень точно, ракеты легли прямо на вершину высоты, ополченцы еле успели спрятаться в окопы.

В темноте точно определить, сколько врагов зашло на высоту и как укры рассредоточились на вершине и близи нее, было очень трудно,  для надежности Сом еще дважды вызывал огонь «на себя». Всю высоту покрыло плотным ковром разрывов ракет, ракеты взрывались рядом с окопами. Как оценили бойцы впоследствии, ближайшие из взрывов были не более, чем в двух метрах от окопа Сома и два - два с половиной метра от окопов Бумера и Монтажника.

После одного из залпов, когда землей от взрыва засыпало с головой Сома, он и сказал свою, ставшую поговоркой фразу: «Вот это хорошо накрыли! Прямо по головам! Сейчас откопаюсь и рассмотрюсь, что там вокруг».

Уцелевший враг отступил.

Парадоксально, но никто из ополченцев во время этого обстрела своими ракетами собственных позиций не пострадал, ни один осколок никого не задел. Это было одно из чудес, сопровождавших оборону Саур-Могилы.

Как рассказывали бойцы, вышедшие из этого боя, у них и сомнений не было в том, что свои ракеты их не тронут: ведь рядом с ними незримо стояли их предки, сражавшиеся на высоте с германскими фашистами в далеком 1943-м. Так они ощущали.

Бойцам, находившимся на западном и южном склонах, пришлось на время обстрела спуститься в близлежащую «зеленку» и это сыграло огромную роль в течение дальнейших событий, но об этом - в следующей части рассказа...

Хроника обороны Саур-Могилы. Три жарких дня июля 2014 года

Саур-Могила

Previous post Next post
Up