Как только начался бой, первые удары достались, конечно, стеле. Стела внутри пустотелая, она была выполнена из армированного бетона, снаружи облицована плиткой.
Наблюдателем на крыше стелы был в это время Ник. Как только укры начали вести по высоте шквальный огонь, оставаться на крыше стало смертельно опасно, да и бесполезно. Ник быстро спустился по внутренней лестнице вниз, там в основании стелы было небольшое помещение, в котором когда-то располагалась комната боевой славы с небольшой экспозицией, посвященной героям Великой Отечественной Войны. Наружу вела металлическая дверь.
В комнате уже находились расчеты ПЗРК, нашедшие здесь укрытие от обстрелов. Зенитные установки, которые они обслуживали, находились на открытой площадке возле стелы
и были поражены первыми же выстрелами танков.
Вместе с Ником в комнате собралось девять человек. Ник пошел к двери, ведущей наружу и в это время танковый снаряд ударил прямо над дверью.
Как потом выяснилось, стрелял танк, подошедший к высоте с северо-востока, со стороны зеленки.
Ника отбросило назад взрывной волной, все тело его сильно посекло осколками бетона. От взрыва следующего снаряда сорвало с петель дверь, она влетела внутрь и накрыла собой Ника и еще несколько человек, находящихся перед дверью.
А танк продолжал посылать снаряд за снарядом в стелу. Снаряды пробивали стелу насквозь, выворачивали арматуру. Через всю комнату со свистом пролетали куски бетона, отлетающие от стен, били по людям.
Смертельные ранения получил Ник.
Вечная память героям.
Все остальные тоже были изранены, от смерти их спасли та самая металлическая дверь и толстые деревянные лавки, которые были в комнате боевой славы.
Бойцы перевязывали друг друга, затаскивали раненных под лавки.
Те, кто был на ногах, пытались выбраться наружу с оружием в руках, но сделать это было очеь непросто, так как выход был один и он был под прицелом танка.
Обороняющиеся в первые же минуты боя понесли значительные потери в вооружении и личном составе. Были разбиты обе зенитные установки, автоматический станковый гранатомет, получил повреждение пулемет Утес, стоящий на позиции недалеко от кафе.
Кроме того, прямыми попаданиями и осколками были повреждены два РПГ-7, остался только один.
Погибло два человека, несколько человек получили ранения. А бой только начинался.
С первой же минуты боя, несмотря на массированный обстрел и понесенные потери, ополченцы не запаниковали, не растерялись и сумели дать организованный отпор.
Огромная заслуга в этом командира, Медведя. Он в своем окопе оказался на острие атаки и, не забывая отдавать четкие и спокойные команды, эффективно вел огонь по наступающей пехоте из автомата и подствольного гранатомета.
Похоже, укры рассчитывали зайти на высоту только для зачистки того немногого, что еще могло слегка шевелиться после огненного шквала, обрушившегося на защитников, и идти на смертоносный огонь не собирались.
Атака стала захлебываться, но обстрел высоты не прекратился.
Медведь был убит прямым выстрелом из танка примерно в 10 часов утра.
Когда осколком от танкового снаряда ранило Чеха, подбегавшего к окопу командира, Медведя тоже зацепило, но не сильно. Он как раз в это время привставал из своего окопа, чтобы выстрелить из подствольника над парапетом.
Медведь затащил раненого Чеха в свой окоп и продолжал стрелять. Следующий снаряд, выпущенный танком с расстояния не более 250 метров, угодил прямо в парапет, за которым был окопчик командира и пробил парапет насквозь.
Смертельно раненный Медведь упал в окоп на Чеха, а сверху их завалило осколками от каменного парапета.
Заваленный Чех смог по рации позвать на помощь, но подойти к окопу бойцы смогли только минут через сорок, когда немного стихла интенсивность обстрела, и тогда из-под завала удалось откопать тело командира и чуть живого Чеха.
Когда я позже расспрашивал бойцов, совершивших подвиг на Саур-Могиле, что побудило их так стойко держаться в этом аду, они говорили:
"Мы могли уйти только по приказу командира, но командир такого приказа не давал. Поэтому мы не уходили."
Командир. Гришин Олег Григорьевич, Медведь.
Вечная память героям.
Хроника обороны Саур-Могилы. Три жарких дня июля 2014 года