Есть в превентивной педагогике понятие «трудный», которое применяется по отношению к подросткам, имеющим признаки девиантного (отклоняющегося) поведения. На первый взгляд, было бы не совсем корректно применять подобный термин для характеристики людей в более чем зрелом возрасте, например некогда именитых «чиновников» от советской журналистики, - того же Сергея Ваганова…
Но что делать, если сегодня вышеназванные экс-советские «властители дум» возомнили о себе как о «совести нации» и с завидным упорством наступают на одни и те же грабли, которые очень больно бьют их по самому уязвимому месту - гипертрофированному самолюбию и не только…
Вот и в очередной раз, несмотря на все наши предупреждения и добрые советы, господин Ваганов опубликовал опус под названием «Фортификация истории», где подверг сокрушающей «критике» белорусский генералитет в связи с установкой на постамент в Волковыске боевой машины десанта в память о воинах-интернационалистах. Заодно досталось и статье «Сражение за правду истории», опубликованной в «Белорусской военной газете. Во славу Родины» еще в 2009 году.
Конечно, не все помнят, что подобный вагановский материал под таким же названием был опубликован четыре года назад в «Народной воле». Те же истерические заклинания, те же «перестроечные» требования «покаяния»…
В ответ на вагановский опус тогда же, в 2009 году, появилась статья ветерана Великой Отечественной войны Игоря Похлопко «Идеологическая оккупация по Ваганову», где Сергею Давидовичу очень вежливо объяснили, что называть статью «Фортификация истории» более чем неверно, так как если вникнуть в смысл термина «фортификация», то получается несуразное название «Отрасль военно-инженерного искусства истории».
«Может быть, Ваганов искренне думал, что историки и специалисты инженерных
войск должны были бы порадоваться «научной» новизне и вкладу автора в создание принципиально новых отраслей исторического знания и собственно инженерного искусства?
Но материал оказался заунывной песней на мотивы «исторической вины» СССР, прерывающейся истерическими воплями по поводу «реваншизма за историческое поражение в холодной войне» и «пропаганды милитаризма». И вообще, по Ваганову, «идеологическая оккупация Советским Союзом тянется у нас в Беларуси до сих пор, толкая к поиску внешних и внутренних врагов, подменяя осмысление истории и нормальную общественную дискуссию очередным, в духе ГлавПУРа СА, «сражением за правду».
Автор тогда предложил Сергею Давидовичу вместо того, чтобы издеваться над героическим прошлым, лучше бы еще раз обратиться к яркой публикации Сергея Крапивина «Прошу отозвать меня на Белорусский фронт» в «Советской Белоруссии» за 5 мая 2005 года.
Эта была заметка о мужестве и патриотизме одного из многих миллионов защитников Отечества, фронтового корреспондента Давида Соломоновича Пинхасика, находившегося в 1944 году в распоряжении Главного политического управления Красной Армии.
Когда разгорелись ожесточенные бои за освобождение Белоруссии, Давид Соломонович обратился к начальнику Центрального штаба партизанского движения П. К. Пономаренко с просьбой отозвать его на Белорусский фронт, чтобы он смог принять участие в изгнании фашистских захватчиков с родной земли. Давид Соломонович участвовал в боях под Кенигсбергом, закончил войну в Берлине, а после Победы вернулся в редакцию и еще много лет работал заведующим отделом советского строительства.
В той же статье в связи с вагановскими опусами ветеран войны написал: «И здесь на память мне пришло воспоминание о советском писателе Аркадии Гайдаре, отдавшем свою жизнь за нашу Родину, и об его небезызвестном внуке - Егоре Гайдаре… Так что это не мы, а Вы, уважаемый Сергей Давидович Ваганов, страдаете «намеренной забывчивостью». И уподобляетесь Ивану, … простите, Егору, не знающему родства…».
Автор статьи, проявляя политическую корректность, не стал напрямую говорить, что герой войны Давид Пинхасик - отец того самого Сергея Ваганова…
Но не в коня корм.
Не внял добрым советам ветерана Сергей Давидович и продолжает выплескивать свою бешеную ненависть на советское прошлое, на память о великом подвиге народов СССР, победивших фашизм. А ведь это ненависть к подвигу и его отца…
И не понять Сергею Давидовичу, что если бы не Советский Союз, не Советская власть, не советские люди, не Красная Армия, не ВКП(б) и миллионы коммунистов, если бы не его отец - Давид Пинхасик, то не стал бы никогда мальчик Сережа Сергеем Вагановым, так как уже где-то в 1942‑м его бы «порезали на абажуры» нацисты, несмотря на то что был он эвакуирован на восток. Именно к этому времени разрабатывались планы обороны Сибири, ибо по всем параметрам не то что победить, а выжить было невозможно, а тут еще, кроме Сережи Ваганова, надо было спасать все человечество…
Так что все опусы Ваганова лишь подтверждают истину, что за правду истории действительно необходимо сражаться.
Но сегодня Сергей Давидович прикоснулся еще к одной теме - теме афганской войны. По Ваганову, установка БМД‑1 на постамент - это не что иное, как очередное нашествие на Волковыск Министерства обороны. Так сказать «милитаристское увековечение трагических сторон белорусской истории», в том числе «афганской авантюры».
Для нас же установка на постаменте боевой машины не просто дань памяти и уважения к подвигу тех, кто первым пытался противостоять погружению мира в постцивилизационный хаос. Этот памятник - достойный ответ мерзавцам, которые в 1981 году запретили увековечивать память погибших воинов.
До гибели СССР тогда оставалось 10 лет…
Что ж, господин Ваганов оказался достойным учеником тех сил, которые из своей плеяды могли выдвинуть наверх только Горбачева. Ваганов до сих пор выполняет решение Политбюро ЦК КПСС от 13 июля 1981 года. Именно в этот день состоялось заседание по настоянию и под руководством М. А. Суслова.
Суслов: «Товарищ Тихонов представил записку относительно увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробиях, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно» [1]
Данное решение не нуждается в комментариях. Это и есть вагановщина 80‑х годов прошлого века, имя которому подлость и предательство. А недавно рассекреченный документ лишь подтверждает причину того факта, почему при обсуждении вопроса о вводе войск в Афганистан против выступили те, кто лично прошел войну, в том числе Петр Машеров, начальник Генерального штаба маршал Огарков и другие, понимавшие - если воевать, то воевать должна вся страна, как было в ходе Великой Отечественной, когда от красноармейца до Верховного - все жили одной целью…
Установкой памятников воинам-интернационалистам в суверенной Беларуси мы исправляем предательские решения сусловцев и вагановцев 80‑х годов.
***
Ваганов ненавидит советское прошлое и презирает самые яркие, великие его достижения… Но, как пишет он сам, она очень острая, правда истории.
У художника Михаила Андреевича Савицкого есть картина «Поющие коммунисты» (не путать этих коммунистов с вагановыми, горбачевыми, суздальцевыми и сусловыми!). На ней изображена казнь - привязанные к столбу люди поют «Интернационал». О том, что это именно «Интернационал», свидетельствуют сжатые в кулак поднятые руки построенных людей - узников лагеря, которые только так могут выразить свою солидарность с погибающими, но не сломленными товарищами…
Вокруг мечутся тени фашистов с факелами.
В одном из них узнается и ваганов, разжигающий костер вокруг обреченных на смерть…
1. Жемчугов А. А. Кому мы обязаны «афганом»? / А. А. Жемчугов. - М.: Вече, 2012. - С. 303; Архив президента РФ. Ф. 3. Оп. 82. Д. 148.
ВЛАДИМИР МАКАРОВ кандидат педагогических наук