Парламентская избирательная кампания в Беларуси вышла на финишную прямую. И хотя внимание обывателей к выборам традиционно пропорционально их уровню, а, значит, максимально повышается только во время президентских, данная кампания, безусловно, представляет определенный интерес для политиков и экспертов.
Интерес этот связан, прежде всего, с перспективами развития политической системы в Беларуси. Актуальность этой темы сегодня обусловлена, в первую очередь, естественными процессами взросления общества, роста самосознания граждан, понимания их ответственности за судьбу государства и желания активного участия в ней, кульминацией которых становится новый уровень политического мышления, требующий и новой политической системы.
Немаловажным является и то, что белорусская государственность уже перешагнула 20-летний рубеж. Первостепенной важности процессы укрепления независимости и суверенитета страны, требовавшие существования сильного централизованного государства с жесткой исполнительной вертикалью, стали необратимыми. Сегодня каждый белорус осознает, что он живет в своей собственной стране, судьба которой не только не может быть ему безразлична, но и требует от него активного участия.
Возможно, что именно эти факторы в числе прочих стали причиной того, что еще в начале 2012 года президент Александр Лукашенко обратил внимание на необходимость политической реформы в стране. Об этом же он говорил и в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию, отметив, что «стране нужно дельнейшее развитие политической системы … мы должны прийти к нормальной цивилизованной партийной системе».
С кем и зачем строить партийную систему?
Может показаться, что необходимым и достаточным условием существования партийной системы является наличие самих партий. Но это только так кажется, поскольку, например, несмотря на то, что в Беларуси их зарегистрировано целых пятнадцать, вряд ли кто-нибудь будет всерьез утверждать о существовании в нашей стране полноценной партийной системы. Другой пример - Россия. Там до апреля текущего года было только семь партий, но ведь никто не скажет, что ситуация с партийным строительством в наших странах схожая.
Красноречивым свидетельством слабости белорусской партийной системы является незнание граждан о ее существовании, выражающееся, прежде всего, в неведении самого факта наличия в Беларуси партий. Благодаря этим пятнадцати партиям, в стране выросло беспартийное поколение. Мало кто из белорусов сможет назвать больше трех организаций. И, скорее всего, они упомянут БНФ (но никак не КХП-БНФ), ЛДП и кого-то из коммунистов - КПБ или ПКБ, не подозревая, что последняя уже давно числится как Белорусская партия левых «Справедливый мир». Наиболее продвинутые вспомнят еще про ОГП.
Причем, кроме КПБ, все вышеперечисленные партии относятся к оппозиционному сектору (в меньшей степени ЛДП, но их лидер г-н Гайдукевич об этом постоянно говорит), то есть - к меньшинству. Вспомнить названия партий, отражающих (или хотя бы заявляющих об этом) интересы большинства белорусских граждан, скорее всего, не сможет никто. И главная причина такой безвестности кроется в позиции самих партий. Все они зарегистрированы не менее пятнадцати лет назад, но с тех пор никоим образом не участвуют в общественно-политической жизни страны. То есть, в том случае, если государство к ним обращалось, например, с предложением провести общественный диалог, тогда они, безусловно, откликались, но не более того.
Сегодня страна находится в состоянии второй по значимости и общественному интересу избирательной кампании. Но что видит избиратель? Белорусская аграрная партия, Белорусская партия «Зеленые», Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия и Социал-демократическая партия Народного Согласия, причисляющие себя к лагерю сторонников политического курса страны, не выдвинули на предстоящие выборы ни одного кандидата в депутаты. А это треть от всех зарегистрированных партий. То есть в условиях, когда оппозиция объявила своим кредо на 23 сентября бойкот, игнорирование вышеперечисленными организациями выборов можно расценить самое малое, как молчаливую поддержку политических оппонентов.
А ведь политической партией, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О политических партиях», «является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах». Получается, что, заверив всех в своей поддержке политического курса страны, отдельные партии просто проигнорировали действующий закон и не намерены ни выявлять, ни выражать политическую волю граждан, а тем более - участвовать в выборах. Они молча льют воду на мельницу своих противников!
Отдельно стоит сказать о РОО «Белая Русь». Да, очевидно, что организация готовится принять участие в планируемом развитии политической системы страны, но как-то робко. Вот уже два года объединение нерешительно топчется на пороге партийности, намереваясь вот-вот стать партией. И ведь все предпосылки для этого есть, но время уходит. Без сомнения «Белая Русь» имеет не одного кандидата в числе претендентов на депутатские мандаты, но вот только не видно их в списках, поскольку не обозначают в них представителей общественных объединений. А это, на фоне 176 зарегистрированных кандидатов в депутаты от оппозиционных партий, выглядит тревожным сигналом для стороннего наблюдателя. Непосвященный может увидеть в этом слабость власти, которая имеет ничтожно малую поддержку, потому что ее сторонников, обозначенных партийной принадлежностью, в кандидатском списке всего лишь 31.
Так уж повелось, что в любом государстве и во все времена принадлежность человека к конкретной партии являлась и является идентификатором его политических взглядов и жизненных принципов. Но когда в списках кандидатов в депутаты Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь в графе «партийность» написано «беспартийный», то это может означать только одно - непредсказуемость поведения данного кандидата после его избрания депутатом. И примеры этому есть, вспомнить хотя бы генерала Валерия Фролова, у которого не было никаких партийных обязательств и, соответственно, убеждений. Вполне возможно, что они сформировались у него сразу после избрания, и винить его, в принципе, не за что, поскольку «каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение» (Конституция Республики Беларусь, статья 33). Но вот только избиратель голосовал за другого Фролова, а значит приблизительно тридцать тысяч голосовавших за него граждан остались обманутыми. Вот что может скрываться за словом «беспартийный».
Какая нам нужна политическая система?
Сегодня очевидно, что подавляющее большинство из существующих в нашей стране партий элементарно не готовы к серьезной политической деятельности. Формальное существование нескольких пропрезидентских или оппозиционных структур нельзя назвать политической системой, которая предполагает не только наличие такого рода партий, но и их баланс. Вполне очевидно, что такая система должна обеспечить и адекватный противовес действующей власти, но не в виде группы политических неудачников, находящихся на обеспечении у Запада и монополизировавших бренд оппозиционности, а в лице государственно мыслящих политических деятелей. Поэтому в наличии конструктивной оппозиции в стране, и в парламенте в частности, прежде всего, заинтересована сама власть. Это вполне очевидно, ведь альтернативные варианты решения существующих в республике проблем только будут способствовать правильному выбору.
Поскольку действующие в стране партии не смогли за весь период существования независимого суверенного государства выстроиться в действенную партийную систему, выходом из сложившейся ситуации может стать ее создание с чистого листа. Речь не идет об упразднении пятнадцати зарегистрированных партий, речь идет о создании новой организации, способной взять на себя ответственность за судьбу Отечества. Причем в условиях явной слабости одних и нежелания принимать участие в политической жизни страны других партий, может быть создана так называемая система с доминирующей партией.
Подобного рода политические системы существовали либо существуют во многих странах мира. Например, продолжительное время с 30-40-х по 70-80-е годы прошлого столетия такие системы были в Италии и Швеции, в 50-х - 90-х годах - в Японии. Сегодня системы с доминирующей партией выстроены в Азербайджане, Казахстане и России. Почему бы и Беларуси не пойти этим путем, тем более, что реальный претендент на роль доминирующей партии в лице РОО «Белая Русь» уже есть, а создание подобной системы вполне логично, поскольку степень социальной, экономической, культурной и религиозной неоднородности в нашей стране достаточно низкая и дает возможность объединить большинство граждан вокруг одной доминирующей партии.
Но стоит ли направлять усилия общества на формирование партийной системы в стране, в то время как в ней уже выросло целое беспартийное поколение? Полемизировать на данную тему можно бесконечно долго, но рано или поздно любой здравомыслящий человек придет к заключению, что стоит. Не существует на сегодняшний день в мировой практике другого более универсального способа регулирования общественно-политической жизни в стране, чем посредством партийной системы. Ее отсутствие в Беларуси тормозит формирование идеологии государства, потому что определяться она должна партией, находящейся у власти в стране, а не на скорую руку обученными идеологами, мало понимающими свои место и роль в системе государства, поэтому не вызывающими у простых граждан ничего кроме насмешки. И определяться путем замера настроения простых людей, их устремлений и чаяний, через живую работу с ними, через действенную обратную связь.
Андрей Метельский
Источник:
BELNAROD.BY Запись опубликована на сайте
Суть Времени - Беларусь.
Вы можете оставить комментарий здесь или
там