Среди стран бывшего СССР, пожалуй, одна только Беларусь не сдала на разграбление глобальной долларовой олигархии общенародные активы, созданные и защищенные несколькими поколениями. Поэтому белорусам, как в свое время тем же защитникам Брестской крепости, нынче приходится держать глухую оборону, отражая лобовые атаки напористого и наглого неприятеля, жаждущего любой ценой ворваться на закрытую для него территорию. Ворваться, чтобы разграбить и разделить добычу между избранными. И опыт многих наших соседей, ныне стонущих под олигархическим игом, - живое тому подтверждение.
О том, что белорусский Президент вынужден регулярно отражать подобные атаки, мы уже рассказывали в
предыдущей публикации. Однако противник не просто нагл и нахрапист, он еще терпелив и коварен. Наши потенциальные олигархи отлично знают, что если крепость не удается взять с ходу, то ее осаждают и берут измором, используя для этого самые разнообразные, изощренные технологии. Например, в то время пока одни тараном пытаются проломить центральные ворота, другие обстреливают крепость издали стенобитными машинами. Третьи же в это время делают тайный подкоп под ее неприступные стены. Поэтому защитникам осажденной крепости очень важно быть начеку. Они должны научиться не только отражать лобовые атаки, но и уметь распознавать и обезвреживать тайные поползновения агрессора…
Итак, белорусский Президент встал на пути «прихватизаторов» неприступной крепостной стеной и упорствует: «Те, кто надеется нагреть руки на белорусской приватизации, зря тратят время…». Однако наши потенциальные олигархи не унывают и наверняка думают примерно так: «Ну и ладно! Умный в гору не пойдет! Умный гору обойдет!». Поэтому в ближайшее время следует ожидать, что с их подачи будут предприняты искусные обходные маневры с целью зайти в тыл защитникам осажденной крепости. Технология осуществления этих маневров, кстати говоря, хорошо продумана. При этом нет сомнений, что если проследовать вдоль цепи их исполнителей и вдохновителей, то наверняка выйдешь на соответствующие экономические центры, расположенные в заинтересованных олигархах-странах, опекающих олигархов-людей в странах бывшего СССР.
Что касается технологии таких маневров, то она, в общем-то, стандартная, типовая, отработанная. Предусматривая несложную последовательность простых шагов, она, однако, позволяет сделать своеобразный подкоп под крепостную стену и зайти-таки обороняющимся со спины.
Прежде всего, следует ожидать, что в стане обороняющихся мало-помалу должна быть спровоцирована кампания борьбы якобы за «повышение качества управления госпредприятиями», которые, дескать, доказали свою низкую эффективность. Причем для обоснования последнего вывода сейчас есть повод - сотворенный самими западными странами глобальный кризис, немало осложнивший участь производственных предприятий - не только отечественных, но и по всему миру. При этом тот факт, что наши госпредприятия не просто пережили перестроечный шок и убийственный разрыв хозяйственных связей в процессе распада СССР, но и даже во время нынешнего кризиса неплохо конкурируют на мировых рынках, будет упорно игнорироваться. А сами такие предприятия будут все громче и настойчивее обвиняться в негибкости, громоздкости, забюрократизированности, совковости, несовременности…
Конечно, такие предприятия, с точки зрения наших либералов-рыночников, надо бы поскорее взять да и приватизировать! Но поскольку Президент уперся и никак не желает раздавать госсобственность на разграбление, то припасено иное типовое решение. Вместо «чудотворной» приватизации предприятий правдами и неправдами будет проталкиваться их «живительная» реструктуризация. При этом под видом реструктуризации, которая в самом общем смысле подразумевает любые изменения структуры предприятий, будет навязываться, прежде всего, их всяческое разукрупнение, то есть деление, дезинтеграция, расчленение на части. Для теоретического обоснования этого шага уже давно и активно применяется старая и уже порядком заезженная «пластинка» с песней о «живительной силе» малого бизнеса. Дескать, он один только и способен чутко реагировать на запросы капризного рынка. А значит, только малые предприятия гибки и восприимчивы к инновациям. При этом нам будет предложено закрыть глаза и попросту не обращать внимания на тот очевидный любому специалисту факт, что в основе экономики современных развитых стран - крупные и сверхкрупные корпорации.
У идеологов реструктуризации в форме дезинтеграции далеко идущие цели. Они прекрасно осведомлены, что у любого предприятия есть подразделения, где осуществляются затраты. Это требующие энергетических, сырьевых, трудовых ресурсов заготовительные, обрабатывающие, сборочные и т.д. цеха. А есть структурные (сбытовые) подразделения, где образуются результаты - выручка и прибыль. Можете не сомневаться, наши «реструктуризаторы» очень постараются, чтобы первые остались за государством, а вторые со временем перешли в ведение частников. Дескать, их пронырливые таланты «помогут» неповоротливым производственным подразделениям эффективно сбывать продукцию на рынках. Именно для достижения этой, на первый взгляд, благородной цели сегодня и вытянута на свет Божий и активно продвигается концепция так называемого «государственно-частного партнерства». По замыслу «прихватизаторов», итогом такого государственно-частного партнерства должна стать ситуация, описанная в одной притче о крестьянах, купивших вскладчину одну корову на двоих. В той притче они поделили ее так - одному (государству) досталась ее передняя часть, и он должен был с утра до вечера поить да кормить голову их общей коровы. Второму же (частнику) досталась ее задняя часть, и тот только и делал, что доил корову да молоком торговал.
Разумеется, наши частники не хотят (да и не умеют) заниматься производительным трудом в рамках таких государственно-частных структур. В их планах - исключительно торговать произведенным, «выдаивая» в свои карманы добавленную стоимость, созданную трудом и интеллектом государственных производителей. В лучшем случае частники способны заняться посреднической поставкой сырьевых ресурсов такому государственно-частному партнерству. Разумеется, с существенной спекулятивной надбавкой к их рыночной цене.
В результате подобного «партнерства» государственные производственные предприятия обречены стать искусственно убыточными, чахнуть и со временем дойти до спровоцированного банкротства. А банкрота, как известно, не грех и продать. Причем продать по дешевке, потому что банкрот всегда стоит сущие копейки. Итог такой «реструктуризации» - достижение заветной цели «прихватизаторов» скупить белорусские предприятия по дешевке! Кстати говоря, в свете сказанного очень важно не упускать из виду принципиальную возможность использования для захвата госсобственности механизма банкротства, внешне вполне безобидного и полезного.
Другой путь, ведущий к аналогичному результату - акционирование госпредприятий. Само понятие акционирования уже подразумевает дезинтеграцию, ведь при этом единый уставный фонд госпредприятия делится на части, распределяется на некоторое число акций. Под экономически обоснованным предлогом привлечения частного капитала часть акций будет продана. В результате частники получат шанс участвовать в управлении таким предприятием, а значит, организовать его «выдаивание» с использованием описанных выше и других аналогичных приемов.
Как известно, крупное акционерное общество имеет сложную управленческую структуру, предполагающую наличие совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии. Поэтому очевидной стратегией частного капитала станут настойчивые и агрессивные попытки максимально нарастить свое присутствие в этих органах управления акционерного общества. При этом на острие атаки окажутся прежние руководители акционированного госпредприятия, а также представители государства в этих органах, олицетворяющие общенародные интересы. Они постоянно будут обвиняться в непрофессионализме, негибкости, бюрократичности, несовременности, совковости, нерыночности и т.д. Хотя, повторюсь, именно эти «красные директоры» сумели сохранить свои предприятия в «лихие 90-е». И это их управленческим гением решен целый клубок сложнейших проблем, как организационно-технических, так и чисто рыночных, связанных со снабжением и сбытом в непредсказуемых условиях нарождающегося рынка.
Для реализации своих целей потенциальные олигархи через купленных ими «специалистов» и чиновников должны будут запустить в обиход тезис о необходимости «повышения эффективности корпоративного управления». В рамках решения этой проблемы всенепременно будет вброшена в общественное сознание идея об актуальности выращивания «независимых профессиональных менеджеров», которые должны постепенно, но неотвратимо вытеснять прежних «непрофессионалов». Всячески наращивая свое участие в управлении акционерным обществом, частный капитал, разумеется, не забудет и о своих частных, корыстных интересах - «выдаивании» прибыли предприятия в свои карманы. Используя добытые таким образом средства, частники продолжат ползучую скупку акций корпорации. При этом доля акций «эффективных собственников» будет неуклонно расти, а доля «нерадивых хозяев» в лице народа и созданного им государства - сокращаться. Рано или поздно такое бывшее государственным предприятие обречено попасть в руки «прихватизаторов». Причем за счет «выдоенной» из него же прибыли, то есть опять-таки за счет народа.
Кстати, подобный сценарий «ползучей прихватизации» в Беларуси не выглядит столь уж фантастичным. Об этом свидетельствуют, например, слова Президента из его Послания белорусскому народу и национальному собранию 8 мая 2012 года: «Мне доложили, что, как принято сегодня говорить «нынешний менеджмент» «Керамина» пытается через своих родственников и прочих подставных людей скупить акции и прихватить это предприятие. В течение суток вопрос был решен - там не осталось ни одного руководителя, которые этим занимались, и их родственников. Так будет с любым предприятием! Вы меня можете бить за это, критиковать, что угодно делать, но подобные вещи будут пресекаться одномоментно, моментально! Приватизация будет открытой!».
Разумеется, возможны и другие варианты развития событий. Например, акционерное предприятие с долей в нем частного капитала сознательными усилиями последнего будет умело доведено до банкротства. О том, что такое предприятие обречено на захват «прихватизаторами» по дешевке, мы уже писали выше…
Сегодня не только негативный опыт наших соседей, но и современная экономическая наука убедительно доказывают губительность подобной реструктуризации, осуществляемой в форме дезинтеграции. Открытый в 1996 г. профессором МГУ Сергеем Губановым закон вертикальной интеграции, наоборот, предписывает энергичные шаги по укрупнению, кооперации, взаимному дополнению, объединению предприятий. Согласно этому экономическому закону цепочка предприятий, реализующих полный производственный цикл - от добычи сырья и до сбыта продукции, функционирует с максимальной эффективностью лишь в том случае, если прибыль снимается со всей цепочки в целом, а не с каждого из ее звеньев. Осуществленная вопреки этому закону приватизация-дезинтеграция предприятий неотвратимо снижает эффективность их функционирования - как каждого в отдельности, так и отрасли в целом. Именно этот процесс мы и наблюдаем у наших соседей, клюнувших на простенькие мифы-приманки о волшебстве приватизации, якобы порождающей «эффективных собственников». Тех самых, которые за пару-тройку лет сколотили баснословные состояния на фоне столь же стремительной деиндустриализации, снижения научно-технического и производственного потенциала страны…
В связи с этим сегодня чрезвычайно важно научиться опережать противника, переигрывая его в идейно-теоретическом плане. Да, сегодня необходимы повышение эффективности управления и реструктуризация предприятий. Однако стратегия их осуществления прямо противоположна той, что навязывают нам наши потенциальные олигархи. Современная экономическая наука однозначно предписывает: для достижения максимальной эффективности необходимы укрупнение и вертикальная интеграция предприятий, а не их расчленение и измельчение. Только в том случае, когда в расчет берется народнохозяйственная эффективность всей последовательной цепочки предприятий, а не хозрасчетная эффективность каждого из них, можно вести речь о соответствии общемировым тенденциям развития. Да и на практике трудно не заметить, что все технологически развитые страны идут путем создания и развития сверхкрупных, вертикально интегрированных корпораций, зачастую транснациональных, объединяющих все этапы, начиная с добычи сырья в одних странах и заканчивая сбытом продукции - в других.
Кстати говоря, белорусский Президент отчетливо видит эти истинные направления повышения эффективности управления. «Для роста капитализации государственных активов, снижения затрат и повышения эффективности управления, - сказал он в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию 8 мая 2012 года, - мы взяли курс на создание холдингов и крупных производственных объединений в промышленности. Это, по сути своей, государственные корпорации. Кстати, те же процессы происходят и в сельском хозяйстве».
В заключение хотелось бы дать дружеский совет патриотам и коммунистам. Конечно, куда проще анализировать историю, смакуя былые трудовые и ратные подвиги нашего, несомненно, героического народа. Однако пора бы уже и понять, что в жизни каждого поколения есть место подвигу. Сегодня идут не менее напряженные сражения за независимость Отечества, бои интеллектуальные, информационные, идеологические. Если мы будем по-прежнему только апеллировать к нашему героическому прошлому, то радости агрессора не будет границ. Куда важнее научиться выигрывать современные идеологические сражения, грамотно разоблачая и срывая коварные замыслы противника, ведя соответствующую работу в парламенте, идя в широкие массы и активно просвещая их. И подставляя тем самым плечо Президенту, находящемуся на переднем крае информационно-идеологического фронта.
Валерий Байнев,
доктор экономических наук,
профессор Белорусского государственного университета
Запись опубликована на сайте
Суть Времени - Беларусь.
Вы можете оставить комментарий здесь или
там