Первой реальной возможностью включить Беларусь в орбиту российского влияния стало создание Союзного государства России и Беларуси. Но поставленная цель не была достигнута. Не удалось найти формы преодоления двух крайностей - включения Беларуси в состав России и полного равноправия двух стран при решении всех без исключения вопросов. Объективные и субъективные обстоятельства со временем поставили вопрос о разноскоростной интеграции. Реалистичным в сложившихся условиях выглядел путь, при котором Беларусь была бы способна углубиться в интеграционные процессы и поэтапно пройти его в оговоренные сроки.
Сегодня Республика Беларусь оказалась в ситуации, когда мощное давление деструктивных процессов, которые преимущественно формируют внешние центры влияния, обозначило тенденцию перехода глобального экономического кризиса в фазу политической дестабилизации целых регионов мира. Очевидно, что в ближайшие годы ситуация будет ухудшаться, потому что не разрешены ключевые противоречия, которые ввергли мир в кризис.
Серьезность такой ситуации потребовала разработки мер, которые бы минимизировали риски для Беларуси на пути интеграции с восточными соседями. Ясно, что самостоятельно Беларусь вряд ли способна выстоять в бушующем глобализирующемся пространстве, поэтому ей необходимо выработать согласованную с восточными партнерами (прежде всего, с Россией) политику, которая позволяла бы защитить ее интересы в ходе реализации интеграционных задач.
В идеале такая политика, на наш взгляд, должна рассматриваться в контексте: кооперация - союз - конфедерация.
Нет сомнений, что значительная часть населения Беларуси при соответствующей информационной и организационной кампании поддержала бы такую интеграционную политику. Однако основная проблема, как нам видится, кроется в существенной разнице между политическими режимами государств, входящих в ЕЭП и ЕврАзЭС.
Президент Беларуси А.Лукашенко сегодня выступает очевидным лидером подобного проекта и, как нам кажется, главную проблему в интеграционном процессе видит в сохранении того позитива, который был достигнут за годы его президентства, а именно стабильности социально-политической обстановки в республике, недопустимости отката Беларуси на уровень времен Украины и России после неолиберальных реформ. События поствыборного года в Беларуси показали, что, несмотря на высокий уровень легитимности белорусского президента и его очевидные успехи в приумножении потенциала страны, возник некоторый разрыв между государством и частью народа. Учитывая активную работу Запада, а также последствия воздействия финансового кризиса 2011 года на экономику Беларуси, можно предположить, что этот разрыв будет увеличиваться, если не приступить к планомерной, взаимовыгодной интеграции с восточными соседями.
В предстоящих интеграционных процессах, на наш взгляд, необходимо задействовать соответствующий инструментарий, который бы позволил инкорпорировать в государственную машину наиболее продвинутых и способных представителей поколения 35-45 лет, которые сегодня мало востребованы. Также необходимо развернуть модернизационные проекты, которые бы решали проблему занятости населения, повышения качества жизни и тому подобное. То есть нужно усилить связку государства с народом, точнее говоря, не допустить, чтобы возник разрыв, который сейчас, к сожалению, в нашей стране обозначился и углубляется, что создает предпосылки для дальнейшей политической дестабилизации.
К этому подталкивают и внешние силы, заинтересованные в отстранении А.Лукашенко от политического руководства республикой.
Учитывая, что в Беларуси в 2012 году состоятся парламентские выборы, нужна принципиально новая повестка дня, которая бы позволила переориентировать внимание избирателей на позитивный проект, а он, в свою очередь, поспособствовал бы преодолению скептицизма в настроениях белорусов относительно перспектив развития страны.
Нам представляется, что в качестве такого инструмента может выступить интеграционный проект в рамках ЕЭП и ЕврАзЭС.
Если предположить, что значительное число белорусов сегодня в той или иной форме поддерживает политику интеграции, то это же число граждан рассматривает ее еще и как доминирующую в их умах идеологему: «Союз России и Беларуси». Это происходит от того, что намерение Беларуси интегрироваться с восточными партнерами политическим руководством страны не было подано населению как концепт.
Поэтому необходимо вывести интеграционный проект Беларуси на уровень продуманной концепции, создать инструменты и институты, которые его будут двигать, и начать пропагандистскую работу. Задача проекта - стянуть талантливых людей, которых потом инкорпорировать в государственные структуры и использовать в качестве стабилизирующей политической силы в стране.
Создав идеологическую базу интеграционного проекта в Беларуси, можно активно продвигать его на уровень полноценной реализации. Предстоящую парламентскую кампанию можно было бы использовать для максимальной раскрутки проекта, избрав в парламент политические силы, отстаивающие необходимость и перспективность интеграции с восточными партнерами. При этом возникали бы легальные точки для раскрутки Лукашенко как двигателя интеграционных проектов в рамках ЕЭП и ЕврАзЭС.
Очевидно, что участие Беларуси в интеграции с восточными партнерами могло бы стать одной из форм решения как внутренних, так и внешних противоречий республики. Самое опасное то, что крупный капитал, контролирующий экономики наших восточных партнеров, зависимый от Запада и в той или иной мере управляемый им, видит в Лукашенко угрозу, которая может лишить его привилегированных позиций в системе будущей интеграции, и поэтому будет всячески ей противодействовать. Этот капитал зависим от США и Европы, поскольку хранит свои деньги в западных банках.
Стоит отметить, что политический режим в Беларуси более устойчив к внутренним потрясениям, чем режимы ее восточных партнеров, едва сдерживающие социальные протесты, прежде всего, националистических движений, постоянно пытающихся дестабилизировать обстановку, втягивая население в открытое противостояние с действующей властью. В этой связи, как нам кажется, именно у наших партнеров по интеграции могут возродиться такие политические силы, которые будут выступать за интеграционные проекты, предлагаемые на условиях Беларуси. В идеале, в случае получения ими политической власти в этих странах, имея за спиной поддержку белорусского народа с понятными целями и мотивациями, сторонники интеграции могли бы легитимизировать запуск интеграционного проекта с Беларусью, вовлекая в него другие страны.
На сегодняшний день возможности Беларуси постоянно балансировать на грани конфликта интересов Запада и России ограничены ее геополитическим положением. Нашей республике уже не удастся практиковать такую «многовекторность», которую может позволить себе, к примеру, Казахстан, не имеющий выхода на западные границы бывшего СССР, а также имеющий другие альтернативные полюса притяжения в виде Китая, соседей по Центральной Азии, тюркского и мусульманского мира. Беларусь находится на переднем крае разграничительной линии между сферой интересов России и Запада. Никаких других игроков здесь нет, и
не предвидится. Поэтому Беларусь и является отчасти камнем преткновения интересов Запада и России. И единственный реальный вариант нормальных отношений с Россией - это стать ее партнером по интеграции, оставаясь все тем же геополитическим буфером между Европой и Россией, а также площадкой по противодействию продвижению НАТО на Восток. При этом важно понимать, что потенциальный интеграционный проект Беларуси может повлечь за собой не только ряд потенциальных дивидендов, но целый ряд таких же проблем (формальная независимость), разрешить которые практически будет уже невозможно.
Сергей Васильев
Запись опубликована на сайте
Суть Времени - Беларусь.
Вы можете оставить комментарий здесь или
там