Грустный разговор

Mar 06, 2015 02:41

Ликвидация образования



в продолжение..

От поэзии бумаготворчества перейдём к её, бумаготворчества, сермяжной сути. Что означают положения данного распоряжения на более высоком смысловом уровне?

Речь идёт о ликвидации подхода к образованию, как к одной из основных задач деятельности государства, образованию как одной из опор государственного суверенитета. Образование из одной из сфер деятельности, в которых государство кровно заинтересованно, перемещают в сферу услуг. Вместо системы образования - набор образовательных услуг. А услуги - они разные по определению. Есть, например, «социальные услуги для незащищённых слоёв населения». Есть «услуги на договорной основе». Элитные услуги. Мало ли что ещё можно придумать. В этой парадигме услуг эффективность деятельности измеряется деньгами.

Но мало ли как можно измерять деньгами - можно, например, пытаться подсчитать, сколько материальных приобретений принесёт стране качественно образованный инженер или квалифицированный рабочий по соотношению к затратам на его полное образование. И сравнить с вкладом ребёнка получившего образование в системе «лишь бы было» и способного работать только клерком в «Евросети». Но такой подход неминуемо будет уводить от образования как услуги к образованию как задаче. В ситуации же ликвидации системы образования (советской) затраты рассматриваются не как инвестиции, а как обременения, и эффективность меряется не из расчёта «сколько принесёт», а из «сколько затрачено». Чем меньше потрачено на одного ученика, при сохранении видимой стабильности уровня образования, тем и эффективнее.

Именно из-за такого понимания эффективности происходит ликвидация всего «малого». Малых школ, малых детсадов. Закрытие в сёлах деревенских школ, фельдшерско-акушерских пунктов. Да и закрытие самих сёл и деревень. Укрупнение всего и вся для «снижения издержек». Помните, идею министра экономразвития Набиуллиной, что в России должно остаться 7 городских агломераций, а все остальные города и села надо ликвидировать? Это всё один подход применяемый ко всем сторонам жизни.

Этот подход, кстати, прекрасно опровергается так любимой нашими реформаторами невидимой рукой рынка. Посмотрите на достаточно показательный бизнес - аптечный. Аптечные пункты - на каждом шагу. Вы слышали об укрупнении аптек? Чтобы позакрывали мелкие аптеки и открыли аптечный торговый центр? Глупости? А с образованием, значит, не глупости..

Что же укрупнение на практике принесёт учащимся 8-й школы и одной из соседних? Не секрет, что фраза из распоряжения, что дети «будут зачислены в другие общеобразовательные учреждения города по выбору родителей» - пустые слова. Ближайшие, и не только, школы заполнены и в качестве приёмной для бывших учеников 8-й намечена 21-я школа. Не близкое расстояние! При этом детям надо пересечь по нерегулируемому переходу бывшую Коммунистическую улицу и иметь удовольствие ознакомится со всеми колдобинами улицы Гостёнской.

21-я школа не может вместить новых учеников, поэтому в ней будет вводиться вторая смена. Вторая смена означает резкое увеличение нагрузки на обслуживающе-эксплуатационный аппарат. Проблемы использования материальной базы. Что касается учащихся во вторую смену - они теряют возможность посещения кружков и секций в сторонних детских учреждениях во второй половине дня. Поскольку в городе двухсменка не распространена, масса кружков ждёт детей после обеда. Для второсменщиков останутся только вечерние кружки, что поставит вопрос выбора - идти на танцы или делать домашнее задание.

В набитой новыми учениками 21-й школе резко вырастает опасность ухудшения социальной обстановки, вплоть до войны «старых» и «новых». Моральный климат, а недовольны будут все - и «старые» родители, и «новые», и учительский коллектив, так же может резко ухудшиться.

Следующее «достижение» от закрытия школы это уничтожение учительского коллектива. 8-я школа - старая школа. Преподавательский состав там давно приобрёл новое качество и стал коллективом. На так любимом нашими реформаторами и оптимизаторами Западе, построению коллектива и созданию team spirit уделяется огромное внимание. Здесь же этот актив приравнивается мусорному и в мусорку же отправляется.

Очередных последствий укрупнения последуют через пару-тройку лет. С одной стороны, дошколята пойдут в школу. Сейчас в тренде борьба за отчетность по местам в детсадах, а что будет завтра? Где будут учиться подросшие малыши? Исходя из действий городской администрации - не вводить новых объектов, а заниматься переделом имеющихся, в школах придётся вводить вторые смены уже массово. С другой стороны, в Белгороде возрастает миграционная нагрузка. Вы слышали, что в Белгород переводят крупную воинскую часть? Я слышал цифру в 4000 членов семей переезжающих к нам в течение года. Какую часть из них представляют дети всех возрастов? Их тоже надо будет разместить в детских садах и школах Белгорода. Военный городок уже строится, но когда там будет хотя бы детский сад, не говоря уж о школе?

Это только проблемы, вызванные расформированием 8-й школы. А ведь проблемы 30-й школы, переселяемой в здание 8-й более серьёзны. По-хорошему, их надо обсуждать в отдельной статье, но хочется хотя бы очертить.

30-я школа изначально строилась как специализированная школа. Как массовое советское образование было лучшим в мире, так и обучение детей с дефектами и инвалидов строилось на передовых методиках. Все годы существования школа совершенствовала материальную базу, занималась организацией как пространства, так и вписанного в него учебного процесса. И теперь детей с повышенными, и очень специфическими, требованиями к учебному пространству, перегоняют в обычное, то есть неприспособленное для их специфических требований помещение. Фактически, детей отправляют в прошлое.

Мне видится, что в этом решении есть связь с ещё одним способом ликвидации системы образования - введением «инклюзивного образования». Инклюзивное образование подразумевает закрытие специализированных учебных заведений и перевод всех их учащихся в обычные школы. Конечно же, с целью заботы о детях, а точнее - их «правах». Чтобы дети посещающие специализированные школы не чувствовали себя «дискриминированными» и могли выбрать для обучения обычную школу. Проблема только в том, что выбрать спецшколу будет уже не возможно, так как спецшкол просто не будет. А как не дискриминированно будет чувствовать себя в обычном классе плохо видящий ребёнок, или ребёнок с аутизмом, мы все можем себе представить.

И Белгород, похоже, будет первым по всей России по переходу на инклюзивное образование - сразу проинклюзивят целую школу.

В следующих статьях:
  • Липа и ложь
  • Cui prodest
P.S. На сайте «Мира Белогорья» вдруг опубликовали нано-заметку про закрытие 8-й школы (http://mirbelogorya.ru/region-news/37-belgorod/15461-zakrytie-shkoly.html). Вдруг - потому, что распоряжение издано ещё 6 февраля. Так что склонен считать истинной причиной предыдущую свою заметку.

Продолжение следует…


Белгород, школа 8, война с образованием

Previous post Next post
Up