Флаг Турции у пивоваренной компании «Efes», расположенной в Ульяновске. C сайта kp.ru
Последствия за сбитый российский самолет для Турции могут быть самые разные.
При первом рассмотрении пострадает турецкий туристический бизнес.
Все российские туроператоры отказались от путёвок в Турцию. Ближайшие рейсы отменены. Далее пострадают поставки турецкой продукции на российский рынок.
Российская таможня перестала пропускать товары из Турции.
Естественно возникшее отрицательное отношение населения России к Турции:
Ульяновск,
Казань,
Москва. Люди сами сдают купленные ранее путевки.
Но кроме этих очевидных для всех факторов, Турция, по мнению экспертов, может наткнуться на крупные экономические и политические проблемы.
Экономические: Газовые отношения. Огромное значение для экономического партнерства с Россией для Турции имеет энергетическая сфера. Разрыв энергетических отношений двух стран невыгоден обеим сторонам. Турция зависит от российского газа на 60%, без него турецкая экономика просто рухнет. Это сильнейший козырь в руках России.
Атомная энергетика. Сейчас реализуется проект по строительству Росатомом к 2020 году АЭС «Аккуя». Станция должна иметь четыре реактора мощностью 1200 МВт каждый. Константин Симонов считает закрытие этого проекта, стоимость которого оценивается в 20 млрд долларов, благом для России: "Я был бы счастлив, если бы мы от этого проекта отказались. Я вообще не понимаю, зачем мы строим эту АЭС. Во-первых, мы сами создаем конкурента своему газу на турецком рынке. Во-вторых, мы строим станцию на свои же деньги. Только официальный срок окупаемости этой станции - 18 лет, реально же мы будет возвращать деньги за эту АЭС более 20 лет. Меня не покидает вопрос: мы уверены, что это точно самое лучшее вложение денег в период, когда у нас у самих идет спад экономики? Поэтому, когда Эрдоган угрожал прекратить стройку АЭС, я говорил, что тем самым Эрдоган сделал бы одолжение России», - считает Симонов. Эта АЭС больше нужна Турции, так как обеспечит ее более дешевой электроэнергией, чем генерируемая на газовых ТЭС."
Строительство. Турецкие строительные компании из-за разрыва отношений между странами могут потерять привлекательный российский рынок, на котором очень хорошо зарабатывали. За последние четверть века они получили в России контракты на 50 млрд долларов, подсчитывала ранее Financial Times.
Чем Турция может ответить. Теоретически у Анкары есть возможность перекрыть России возможность переваливать нефть через пролив Босфор. "Поставки российской нефти через Новороссийск по-прежнему существенны и могут нанести серьезный удар по российскому нефтяному экспорту. Но это будет объявление экономической войны не только нам, но и нашим потребителям в Европейском союзе", - говорит Константин Симонов.
"Это будет нарушением международных договоров, правил прохода через пролив. По факту это будет объявление не просто экономической войны, но и полноценной".
Далее теоретически Турция может покуситься также на российский бизнес, вложившийся в турецкий рынок. Так, у ЛУКОЙЛа в Турции почти 700 АЗС, или 4% топливного рынка страны. «Интер РАО ЕЭС» владеет газовой электростанцией «Тракия» стоимостью 67,7 млн долларов. Сбербанк в 2013 году купил девятый по величине банк в Турции с 680 отделениями по всей стране - DenizBank. Группа «Газ» собирает на турецком заводе 3-3,5 тысячи машин «Газель Next». У ММК в Турции есть металлургический завод. У Михаила Фридмана 13,22% акций в крупнейшем сотовом операторе Турции Turkcell. Даже «Яндекс» заполучил 7% интернет-рынка Турции.
Политические, мнение эксперта-востоковеда Александр Князева:
Сирийским контекст играет ключевую роль в отнешениях между странами ЕС, США, Турции, России. Ситуация очень похожа на ту, что происходила в конце Второй мировой войны. Когда западные державы увидели, что советские войска уже вступили на территорию Европы, и есть опасность, что они пройдут по всей Европе, а в это время существовали довольно мощные компартии во Франции, Италии, то поторопились открыть второй фронт, чтобы успеть произвести раздел сфер влияния в Европе. В Сирии в миниатюре сейчас происходит похожее. И провокация в отношении Франции об этом свидетельствует. Францию провоцируют, Турцию уже провоцируют к более активному участию в этой войне для того, чтобы застолбить какие-то регионы в Сирии и произвести раздел на зоны. В предвыборный период в самой Америке вводить туда свои войска американцы не будут, а вот руками союзников, таких как Франция, Турция это будет осуществляться. И конфликт с самолетом нужно рассматривать в этом же поле.
Турция раздвоила свою идентичность. С одной стороны - это исламская тюркская страна, единственная страна с мусульманским населением, которая является членом НАТО, с другой стороны - они уже 30 лет рвутся в Европу. Турция, наверное, уже и забыла, что хотела в Европейский союз, хотя принимать ее туда никто не собирался. И это раздвоение - результат их собственной неполноценной идентичности. С одной стороны, в 90-е годы, например, после развала СССР, когда было доминирование только одного полюса - США, Турция пользовалась своим положением с пользой для себя: за счет российских ресурсов произошел экономический бум, пошел поток туристов, шопинг.
А теперь, когда возникла критическая ситуация, Турция оказывается в непонятном положении: она в конфликте с Россией, но и для Запада она чужая.
Ее будут использовать как инструмент, провоцировать, тем более, что в самой Турции нет какой-то одной монолитной политической силы. Уже длительное время турецкие курды и алавиты находятся в скрытом, но серьезном конфликте с турками, идентифицирующими себя мусульманами-суннитами.
Я говорил еще два года назад о возможном развале Турции. Ввязываясь в конфликт, Турцией жертвуют, чтобы ее руками защитить какие-то интересы западных стран - США, Великобритании. Это может привести к дестабилизации в самой Турции.