В исламе, в отличие от христианства, нет выстроенной иерархии духавенства. То есть нет людей, которые бы могли говорить от имени всех мусульман или большой его части. Специалитсы отмечают, что нет такого духовного лидера, который высказывал бы мнение и 5% мусульман.
Авторитетом пользуются люди не высоких духовных званий, а люди высокого образования. Чем больше человек образован и знает, тем в большей степени его принимают как духовного лидера и богослова. А в отсутствии иерархии, у каждого лидера есть своё понимание и своя трактовка священных текстов. Поэтому исламский мир делится на много течений и направлений.
К священным текстам относятся Коран и хадисы. Они написаны на литературном арабском языке. Знание языка определяет понимание священных текстов. Коран написан в стихах, что проблематизирует смысл его перевода. Хадисы - это своеобразные причти, из которых вырисовывается логика в богословии.
Преподавание литературного арабского, для чтения литературы в оригинале, занимает три года из восьми лет обучения для имама. Поэтому мусульмане, в большинстве своем, постигают ислам в толкованиях. А каждый, кто может прочесть Коран в оригинале, может его трактовать и трактовать по своему. Большую роль играют финансовые и технические возможности в распространении различных вариантов толкований (каналы распространения, само издание литературы). Это и определяет распространение нетрадиционного, щедро спонсируемого ислама на территории России. Это такой ислам, который не предполагает мирного сосуществования с христианами. А ведь мирное сосуществование христиан и мусульман для нашей страны традиционно, оно имеет многовековую историю.
Если заувалировать невозможность мирного сосуществования, например поставить под сомнение соблюдение некоторых законов христианского государства, то нетарадиционный ислам станет трудно отличим от традиционного. Люди, придерживаясь нетрадиционных течений могут и не подозревать, то что они вышли за рамки традиционного ислама. В силу попадавщейся им литературы они эти рамки не осознают.
Трактовка и оценка на "нетрадиционность" исламской литературы носит субъективный характер. Поэтому мы встречаем новости, когда литература судом была сначала признана экстремистской, а спустя два года (шла экспертиза), толькая меньшая ее часть осталась в категирии экстремистской.
Пресс-служба оренбургского суда
сообщает: " 27 февраля Оренбургский областной суд признал экстремистскими материалами 18 из 65 книг, изъятых в ходе расследования уголовного дела о незаконной деятельности международной организации "Нурджулар". Судебная коллегия по гражданским делам областного суда рассматривала апелляционные жалобы авторов Шамиля Аляутдинова и Фетхуллаха Гюлена, а также издательств "Новый Свет" и "Диля" на решение Ленинского районного суда Оренбурга от 21 марта 2012 года по заявлению районного прокурора".
По этому решению: "экстремистскими признаны 65 книг, проходивших в рамках уголовного дела"... облсуд назначил экспертизу, которая шла более двух лет.
В итоге облсуд отменил решение нижестоящего суда и принял новое, которым заявление прокурора о признании литературы экстремистскими материалами удовлетворено частично. Таким образом, экстремистскими материалами были признаны 18 из 65 книг".