Слушать и слышать друг друга после выборов. Первое интервью Меркушкина Н.И. Часть 2

Oct 26, 2014 14:27

Оригинал взят у ketalog в Слушать и слышать друг друга после выборов. Первое интервью Меркушкина Н.И. Часть 2

Мы продолжаем пристрастно пересказывать разговор Николая Меркушкина с крупнейшими телеканалами региона от 16 октября. Пересказываем, придираемся, хмыкаем и высказываем огромное недовольство. Пока, нужно признать, недовольства не много. Получается прямо-таки лояльности и одобрения пост. С другой стороны, ведь губернатор не говорит гадости, не правда ли? Он ведёт размеренную беседу, отвечает обстоятельно, подробно, спокойно. Есть вещи, с которыми можно поспорить, есть те, в которых можно усомниться… но протестовать, сидя перед монитором, я лично смысла не вижу, а потом продолжаем глядеть в оба.

image Click to view



Как я уже говорил в предыдущем посте лояльности, мне не понравилась заметка «Другого города» - слишком уж какой-то странный принцип был выбран автором для выдёргивания цитат. В первую очередь скупо была освещена тема реформы местного самоуправления, вокруг которой крутилась, как мне показалось, вся беседа.

И тут - то ли представления мои об этой беседе расходятся с мнением редакции «другого города», то ли город этот действительно того, другой. Ну, вы поняли - совсем другой. В общем, я своими скромными усилиями решил поспособствовать самарской блогосфере - взвалил на себя журналистскую ношу и прослушал несколько раз с блокнотом наперевес укзанное интервью. Сейчас мы продолжим разговор с середины (примерно) видеоролика - с темы местного самоуправления.


Местное самоуправление. Тема крайне важная и интересная, но почему-то позабытая «Другим городом», видимо, журналист посчитал её не значительной (46:16 - 1:07:59).
Принят Федеральный закон, давший местным органам власти право самим определять, как в том или ином городе/районе будет формироваться власть. Теперь структура власти определяется на местах, определяются полномочия - это обстоятельство, по мнению Меркушкина Н.И., является очень удачным.

«Другой город» не хочет говорить об исследованиях общественного мнения, на которые ссылается губернатор. Исследований, по словам Меркушкина, было несколько:

1.      Октябрь 2013 - до Послания Президента РФ (там была озвучена идея реформы МСУ).
2.      Сразу после Послания.
3.      Летом.
4.      После выборов губернатора СО.

Касательно последнего опроса Николай Иванович сказал следующее: «Буквально с понедельника социологическая группа в течение четырёх лет по Самаре опросила порядка 5 000 человек… в предыдущих было и тысяча, и две тысячи». Про четыре года - это явно оговорка, которую, что характерно, никто из журналистов не поправил, но да ладно - патернализм.

Итоги исследований со слов губернатора таковы:

·         85% опрошенных считают, что в области должна работать вертикаль власти.
·         До 87% поддерживают идею подотчётности мэра губернатору.
·         85-87% выступают за командность мэра и губернатора.

Бесконечная борьба между мэром и губернатором, как заключает Меркушкин, надоела жителям Самары. Противников по указанным выше вопросам насчитывается около 7-8% (плюс те, кто не смог ответить, разумеется).

И если на прямой вопрос - избирать или назначать мэра - жители Самары не имеют однозначного ответа (примерно 50/50%), то можно отметить: в октябре прошлого года самарцы охотнее выступали за избрание против назначения (57% против примерно 38-39% за назначение).

Но вертикаль власти, подотчётность губернатору, командность достижима - и тут Меркушкин Н.И., конечно, прав - только при назначении или ином участии губернатора в выборах главы города. В таком случае вопросы решаются без выхода в прессу - хорошо это или плохо, вопрос спорный. Тут, я думаю, можно с Меркушкиным и поспорить - с точки зрения западного либерального подхода, где СМИ играют важную роль посредника и регулятора отношений между обществом и властью.

Но вот, что говорит губернатор, имея ввиду, как мы понимаем, и Азарова, и Андреева - глав крупнейших городов Самарской области: «Конечно, было достаточно много вопросов, с которыми я не был согласен, по которым давались конкретные, жёсткие достаточно поручения, и они не выполнялись. И не выполнялись почему? Потому что закон прописан так, что мэрия самостоятельна абсолютно». В условиях, когда всё отлажено (дороги, коммуналка, генеральная линия определена), быть может, это и не плохо, рассуждает Меркушкин Н.И., но в наших условиях - мы бы не смогли дальше двигаться.

Итого мы имеем следующее: «С учётом сложившейся истории в Самаре, этот вариант на сегодня, на мой взгляд, он поможет более быстро, более оперативно решить те проблемы, или решать, по крайней мере, те проблемы, которые есть у нас сегодня в Самаре. Для нас, для нашей страны, для нашего менталитета делать два центра в городе - это, я считаю, тоже большой минус… в рамках этого Закона… есть некий компромисс между государством и местным самоуправлением».

Перескажу от себя процесс выбора сити-менеджера, оригинал тут.

1.      Создаётся конкурсная комиссия.
2.      Депутаты и губернатор представляют равное количество кандидатов.
3.      Решением комиссия рекомендуются люди, за которых нужно будет Думе проголосовать тайно.

В результате за избранного менеджера отвечает сам губернатор. На слух - вполне славно, уж я не знаю, как это будет на практике работать. А сами выборы пройдут до нового года, так что скоро узнаем.

Меркушкин Н.И. выразил надежду, что будет сформировано местное самоуправление на районном уровне. При этом, возможно, где-то оно не будет полноценным - районы большие, некоторые слишком отдалённые (Кошелев, Южный город), поэтому, может быть, общественный совет, который будет создан в таких местах (и наделён законодательной инициативой), резонно будет подкрепить частично администрацией.

Вообще, должен признаться, в теории всё описанное выглядит даже красиво.

Городская Дума, как предполагается, будет не избираться, а составляться из делегатов от отдельных районных советов (как бы они ни назывались), плюс, возможно, будет введена ротация - возможность отозвать делегата, направить другого. Всё это предлагается для Самары, но не исключено, что это же будет использовано и в Тольятти.

Низкая явка на выборах, как в Тольятти, например, ставит вопрос - голосуют здесь активные граждане или купленные, с которыми проведена иная работа? И это действительно заставляет задуматься о большем дроблении - на районы, общественные советы при этих районах и т.д.

Проблемы АвтоВАЗа, программа утилизации, поддержанная Путиным
(1:07:59 - 1:12:38).Сложная ситуация на заводе, прямо скажем. Новости о сокращениях, ликвидации музея, библиотеки - они постоянно появляются. Меркушкин не говорит, что руководство завода заблуждается, но он сказал об увеличении продаж следующее: «Объём продаж… в том числе условно рабочие места, количество рабочих мест и объём производства, насколько он будет расти, - это основополагающий вопрос. Прибыль да - это тоже очень важно… и то, что может сложиться по итогам года прибыль хоть какая-то, это исключительно важно». Но важнее - объём продаж.

Процессы, происходящие внутри завода (это такое общее название для селекций инженерного корпуса), - «необходимы, полезны… и сегодня, и особенно завтра, потому что и качество, и выход годных машин…» Очевидно, что здесь работает, так сказать, дипломатический навык губернатора, потому что прямо ничего не говорится.

Сокращение издержек на производстве оборачивается неизбежным увольнением - хорошо это или плохо. И об этом в принципе трудно говорить. Но даже если представить, что Бо Андерсон - сплошной негодяй и тайный агент капиталистического Запада (что, в общем, вряд ли сильно далеко от истины), то и тогда следует признать, что наша постсоветская жизнь далеко не идеальна. Здесь что заводы, что Академия Наук… сохранение огромной инфраструктуры, традиций, производственных и трудовых отношений - всё это, словом, требует… ну, некоторой трансформации под воздействием сильно криминализованной жизни. Хочешь жить, как говорится…

Поэтому сказать до конца - хороши или нет изменения на АвтоВАЗе, сказать крайне тяжело. С другой стороны, я возвращаюсь к главному своему утверждению, касательно Меркушкина: если его жёсткое управление (во многом замкнутое на него лично) с подготовкой к чемпионату 2018 года - не больше очередной фикции «Единой России», то область просядет окончательно. Но если он действительно хочет что-то здесь построить (что-то вроде национальной республики, но в виде Самарской области), то все эти реформы окажутся действительно оздоравливающими… хотя бы в какой-то степени.

Тольятти, как утверждает губернатор, является уникальным местом - таких в мире совсем немного, даже в том, что касается других регионов России, обычно приходится иметь дело с недостатком людей, тогда как в Тольятти - избыток людей, желающих работать на заводе. Есть из кого выбирать, есть трудовой ресурс, что действительно хорошо - для производства, но, быть может, не слишком радует самих тольяттинцев.

Космодром «Восточный» - Путин поставил задачу произвести первый пуск
в декабре 2015 года. (1:12:39 - 1:16:13).
При координации ЦСКБ «Прогресс» работа идёт, губернатор отмечает, что поставленная президентом задача, будет реализована: «Наши предприятия, что касается космической отрасли, в этом отношении - достаточно крепкие, сохранили традиции, ещё те, советские, хорошие традиции. И в условиях сегодняшнего дня, то есть специфики определённой, которую накладывает рынок и конкуренция, и что появились другие игроки на рынке… работают активно, оперативно». А СГАУ, один из участников этого проекта, будет двигаться постепенно в сторону списка ста лучших вузов мира.

Авиакор - шансы Самары начать производство самолёта
(1:16:14 - 1:22:07).
История тут вообще была своеобразная. Если помните, Путин посетил Самару в предвыборное время, пожелал Меркушкину удачи (что не верно проинтерпретировали, как выволочку) и, кроме прочего, одобрил предложение с этим самолётом. После этого работу проверили, президенту пришёл отрицательный ответ (1 сентября). Пришлось, как говорит Меркушкин, дополнительную работу провести, в результате чего ответ снова ушёл правительству.

Была создана комиссия на уровне Рогозина (туда также входит сам Николай Иванович и Бабич М.В.), она дважды заседала и приняла решение - самолёт стране нужен. Рассматривает несколько площадок (здесь возник журналистский вздох - «хотелось бы, чтобы было у нас»), но в документе (видимо с решением Комиссии) указано Правительство Самарской Области, что, по мнению губернатора, означает высокие шансы нашего региона.

Проблема - Авиакор не входит в Объединённую авиастроительную корпорацию, потребуются большие вложения (24 млрд. государственных вложений), плюс вложения лизинговых компаний. Но сможет ли это обеспечить частная компания - не ясно, однако область может и готова помочь в обеспечении. Представители КБ «Ильюшин» считают, что именно Самара лучше всех подготовлена к этой работе. В случае успеха проблема будет решена на 30-40 лет вперёд.

Сельское хозяйство (1:22:08 - 1:28:53).
Объёмы сбора зерна мы будем наращивать, утверждает губернатор. Во всём округе у нас самый большой прирост по отношению к уровню прошлого года. Собрали мы суммарно в пересчёте на 1 кормовую единицу более 3 млн. тонн зерна.

Активно развивается молочное направление, получаются гранты на малые животноводческие фермы, на подворье (10-15 голов). Пошло развитие мясного скотоводства. Будем смотреть - производство свинины. Но нужно иметь ввиду, что 42% потребления в России - это мясо птицы (оно дешевле и диетичнее), это потребление ещё и увеличится процентов на десять. Поэтому ключевым направлением будет производство курятины.

Есть Тимашевская фабрика, которая прибавит к 35 тысячам тонн производства ещё столько же. Есть Сергиевская, которая доведёт производство до 130 тысяч тонн. В итоге, как утверждает Меркушкин Н.И., мы войдём в пятёрку производителей мяса птицы в стране. Сделано это будет в течение 1,5-2 лет.

ЖКХ: что будет с управляющими компаниями
(1:28:54 - до конца видео).
Отмечая большое количество проблем в этой сфере, губернатор сказал так: «Много людей, достаточно много, которые не очень, мягко скажем, добросовестно работают там, и пришли туда не для того, чтобы нормально работать, а с другими целями. Я сразу хочу сказать, конечно, таких людей будет всё меньше и меньше. Они сами понимают, что в области становится всё больше порядка. … И спрятать сегодня негде, раньше прятали за рубежом, а сегодня только за рубеж что-то вывел, там сразу всё арестовывают - и счета, и недвижимость, и понятно, что эти люди, они достаточно ушлые, они всё это знают и понимают. И я думаю… они делают правильные выводы».

Управляющая компания, работающая качественно, хорошо, может взять в обслуживание ещё несколько домов, таким образом, где-то количество управляющих компаний будет сокращаться, а где-то, наоборот, увеличиваться.

Некоторые компании сойдут с рынка, а в некоторых районах, возможно, необходимо будет формировать муниципальную управляющую структуру - там, где под выставленные условия не найдётся компаний, готовых взять на себя соответствующие обязательства.

Вот такой получился разговор. По-моему, любопытно…впрочем, это моё личное мнение, ведь я эту беседу несколько раз переслушивал, чтобы пост написать. Въелся, так сказать.

Выборы в Самаре, Самара

Previous post Next post
Up