На самом деле отзыв на "Интерстеллар" я написал довольно дано, но в ЖЖ его не выкладывал. Думаю пришло время это сделать)
Давно уже не секрет, что война идёт не только на полях сражений. Холодная война очень наглядно это доказала. Наивно думать, что инструменты, доказавшие свою эффективность будут отложены до лучших времен.
Наивные верили в мир, дружбу, жвачку между отказавшейся от своего прошлого Россией и Западным миром. Умные с ужасом понимали, что нарушенный общемировой баланс приведёт к катастрофическим последствиям, а умные и подлые этот катастрофический мир в полный рост создавали. Огнём и мечом они выжигали контуры нового мира в реальности, в то время , когда их помощники делали тоже самое в умах людей.
С самого момента зарождения, кино ,перейдя из разряда праздной забавы и игрушки ,было взято на вооружение в виде мощнейшего инструмента влияния. Кино мотивировало, кино вдохновляло, кино отрезвляло. Оно , проникая в разум, начинало жить своей жизнью, зачастую уже отдельно от самого фильма. Созданное врагами ,кино разрушало, растлевало, убивало мотивацию и дух.
Обладая таким сильным инструментом, поневоле начали задумываться о новых задачах кино. И эти задачи были поставлены. Последнее время всё чаще и чаще можно видеть, как кино начинает конструировать новую реальность. Действуя в одной обойме с другими инструментами, кино делает это методично и твердо.
Основной идеей нового мира становится идея отказа от всего того, что человечество выстрадало за тысячелетия: отказ от христианской модели, отказ от равенства, отказа от гуманизма и отказа от развития, отказ от свободы.
Конструкторы по началу действовали осторожно. Вначале маленькими кусочками людям через кино скармливали эти идеи. Вся мерзость поливалась юмором и спец. эффектами, потом мерзость проявлялась уже практически без прикрас, и в финале все эти идеи выдавались уже как нечто само собой разумеющееся.
Последние художественные фильмы уже не оставляют сомнений, в какое именно будущее мы идём. Наиболее показательными в этом плане для меня стали фильмы «Остров», «Время», «Потрошители», «Судная ночь». Для не смотревших их, кратко опишу сюжет каждого из них.
«Остров» - подземный бункер , в котором выращивают клонов богатых людей, для дальнейшего изъятия органов. При этом перед клонами создают иллюзию постапокалиптического мира и некой «лотереи», которая позволяет попасть на некий райский остров на поверхности Земли.
«Потрошители» - корпорация устанавливает искусственные органы, в том числе в кредит. При невозможности расплатиться по кредиты, появляются коллекторы, которые просто расчленяют должника и изымают кредитные органы. Ничего не напоминает?
«Судная ночь» -В мире будущего полностью исчезли все преступления . Достигнуто это было одной единственной ночью, когда разрешено абсолютно всё. Убийство, насилие, пытки - всё разрешено в эту ночь. Карнавал начинает выплывать в наше будущее.
«Время» - В мире будущего , разделённого на бедных и богатых , единственным отличием одних от других является значение индивидуального счетчика время. Это время оставшееся до смерти. У богатых оно неограниченно, а бедные же напротив каждый день трудятся , чтобы персональный счетчик не дошёл до нуля - означающего смерть.
Даже беглый взгляд позволяет увидеть некоторые контуры проектируемого будущего - это мир абсолютного неравенства, это мир где гуманизм удалён, как некий атавизм, это мир остановленного времени, развитие в нём под запретом. Эта страшная сказка с экранов западных фильмов медленно но верно перетекает в реальность, а общество , подготовленное к этому практически не сопротивляясь сдаёт один барьер, за другим.
Тем удивительнее было смотреть фильм «Интерстеллар».
Снятый очень западным режиссёром Ноланом, снятый в традициях Запада, на Западные деньги, Но…! Этот фильм альтернативный. Он альтернативен всем мерзостным конструктам текущего мирового тренда. Он рассказывает о Людях. О Людях, способных на большие свершения. Способных на Поступок. Там показаны люди, которые подняли глаза от грязи, находящейся вокруг и обратили свой взор на звёзды.
Не сломанные люди, не продавшиеся за кукурузную похлебку, не прогнувшиеся под общественное мнение, уже отвергающее историю и развитие. Люди способные победить свой страх, и не с помощью сверхспособностей, а с помощью своих человеческих сил. Человек не согласный с двумя плохими вариантами и ищущий третий, человек способный на самопожертвования, не ради себя, не ради семьи, а ради жизни.
Мечта. Весь фильм пропитан мечтой. У каждого она своя, но каждый ей дорожит. Она нематериальна, но она реальна. Она двигает героев фильма вперед, он позволяет им становиться теми, кем они не были. Через фильм сквозит человеческое, человеческое настолько, что даже не понятно, как на сухом и прагматичном Западе смогли такое пропустить на экраны.
Червячные норы, черные дыры, горизонт событий, путешествие в 5ом измерении, гравитация и время, побеждённые человеком - всё это было мечтой тех, кто строил новый мир и нового человека у нас. У них не получилось. Но мечта никуда не делась, она подобно гравитации , пронзающей пространство и время всегда была рядом и неожиданно прорвалась в фильме «Интерстеллар».
Герои фильма поднимают проблемы, запрещённые к упоминанию в современном западном(да и не только) кинематографе.
Энн Хэтэуэй говорит о любви, как о не известном науке измерении. Где ещё подобное можно услышать?!
Купер: Любовь имеет значение, да. Общественная польза, социальные связи, воспитание детей…
Амелия Бренд: Мы любим людей, которые умерли. Какая в этом общественная польза?
Купер: Никакой.
Амелия Бренд: Может быть, любовь - это нечто большее, что мы не в силах - пока! - осознать. Может быть, это свидетельство чего-то,
артефакт какого-то другого измерения, которое мы не в состоянии постичь. И меня тянет через всю вселенную к человеку, которого я не видела десять лет, и который, возможно, уже мёртв. Любовь - это единственное доступное нам чувство, способное выйти за пределы времени и пространства. Может, нам стоит довериться ей, даже если мы не понимаем её сути?
Нолан фактически говорит о том, что при выборе из двух зол необходимо идти третьим путём. И видно, что это не голливудская фронда, а позиция.
Возможно, что не только Нолана.
Доктор Манн, который по версии профессора Бренда и его дочери, был самым гениальным и смелым проводником проекта "Лазарь", оказался мало того, что трусом. Он оказался сторонником очень специфических взглядов:
Доктор Манн: Потому что он знал, как тяжело будет заставить людей работать вместе, чтобы спасти весь вид, а не их самих. И не их детей.
Купер: Это бред.
Доктор Манн: Вы бы не полетели сюда, если бы знали, что не сможете их спасти. Эволюция пока не в силах преодолеть этот простой барьер. Мы готовы жертвовать собой искренне, беззаветно, ради тех, кого мы знаем, но наше сочувствие не распространяется на чужих людей. Это непростительно. И он знал это. Он истребил в себе человечность, ради спасения человечества, он совершил невероятную жертву.
Но именно его точка зрения была преодалена главным героем, что и помогло ему победить и выполнить миссию.
С появлением «Интерстеллар» произошёл некий водораздел между будущим, крайне отдающим фашизмом, и нашим не свершившимся коммунистическим настоящим. По крайней мере в кино. Нолан ,возможно сам того не желая, начинает смотреть в ту сторону, смотреть в которую всем запрещено. Новый фашистский мир возможен только тогда, когда человек отказывается от себя, отказывается от своей истории, отказывается от всего человечного. А этот фильм , как листовка с призывом к сопротивлению в оккупированном и сломленном городе.
Отдельной строкой в фильме обозначаются контуры системы, который сейчас рвётся в наш мир. Гуманитарные ядерные бомбардировки голодающих городов, полностью уничтоженные континенты и народы, запретные учебники истории - для западного режиссёра это много стоит. МИр будущего, нарисованный Ноланом, не является настольео далеким от дня текущего. Одна из развилок человечества ведёт именно туда.
P.s. Этот фильм должен был появиться у нас. Это мы наследники великих предков, грезящих звездами. Это нам должно быть нестерпимо стыдно, что западный режиссер смотрит туда, куда давно не могут смотреть наши кинодеятели и не только.