Про "осинки и апельсинки". Несколько мыслей о многосерийном фильме "Ликвидация".

Feb 25, 2016 11:03



В данном посте много спойлеров,поэтому предупреждаю сразу)

О фильме "Ликвидация" услышал несколько лет назад. Большое количество рекламы по федеральным телеканалам, восторженные отзывы патриотических кинокритиков и обычных людей - всё это говорило, что по крайней мере ознакомится с этим фильмом надо.

И вот на днях я с ним ознакомился и имею несколько мыслей, которым я хотел бы поделиться.

Те, кто смотрел "Ликвидацию" знают, что речь в фильме идёт о послевоенной Одессе , образца 1946 года ,в которую сослан маршал Жуков и в которая задыхается от уличной преступности.

Недавняя война, немецкая оккупация и недостаток мужчин привели к тому, что организованная и уличная преступность почуяла свою силу и начала делать всё, что захочется. ПОшёл вал преступлений, а наличие большого количества неучтённого оружия и катакомбы рядом с городом сделали жизнь в Одессе ещё беспокойнее.

И в этот момент, попавший "в опалу" маршал Победы назначается руководителем Одесского военного округа и перед ним ставится задача обуздать и задавить вал преступности в этом важном приморском городе.

Что понравилось в фильме - это отличный набор актёров, которые ещё и неплохо играют свои роли, достаточно реалистичные виды послевоенной Одессы (фильм снимался в Одессе образца 2006 года), связанный с реальными фактами закрученный сюжет.

А вот на том, что в фильме мягко говоря вызывает вопросы, я хотел бы остановится подробно.



Жуков Георгий Константинович и образ, который нам нарисовали авторы картины.

Жукова в фильме немного.

Он много кричит и угрожает, смотрит с ненавистью на портрет Сталина и рычит на младших по званию.
По факту нарисован образ тупого солдафона, чужого в этом "необычном" городе, не слушающего никаких разумных доводов и готового давить всех и вся. Посыл абсолютно понятный: дескать недалёкий маршал, обученный управлять войсками не захотел нежно и манерно решать вопросы в Одессе, а включил свой кровавый каток, который (естественно по версии создателей фильма) никаких задач не решил, пролил реки крови "невиновных", а потом под воздействием реальности(в голове у создателей) был отменен. А решить задачу смог только главный герой, зам.начальника отдела по борьбе с бандитизмом, одесский еврей и просто харизматичный мужчина Давид Гоцман, о котором мы поговорим позже. Хотелось бы отметить, что факты говорят о том, что в 1946 году Одесса задыхалась от преступности, а через год в 1947 году преступность в Одессе была уничтожена.

Режиссер сериала Сергей Урсуляк не раз говорил, что все действия героев в «Ликвидации» выдуманы от начала до конца. Исключение - приезд Жукова в Одессу и операция военной контрразведки по уничтожению бандитов. - пишет Комсомольская Правда.

Ну что здесь можно сказать - "художник так видит".



Послевоенная Одесса.

Своеобразно показана послевоенная Одесса - хорошо одетые люди ходят по чистому городу без следов каких бы то ни было разрушений и повреждений. Автор хотел сказать, что бои за город и румынско-фашистская оккупация - это ничего страшного. Пустяки, дело-то житейское?
Напомню, что речь идёт про 1946 год!  То есть война закончилась всего год назад, ещё всё дышит войной и оккупацией , ни немецкое подполье, ни бандеровцы и иные соучастники кровавых преступлений ещё не подавлены. Однако этого в фильме почти нет: один раз режиссер вставил сумбурный эпизод с разрезанными карточками и в последней серии откуда-то повылезали странные люди, похожие на цыган, которых авторы фильма показали бандеровцами и всё.

Непонятно.



Главный герой.

С одной стороны пишут, что это некий собирательный образ настоящих борцов с послевоенной одесской преступностью, с другой же родственники пишут, что образ мягко говоря не бесспорный, вот что говорит о нём сын Давида Курлянда, образ которого наиболее соответствует киношному образу Давида Гоцмана:

Образ замначальника уголовного розыска Одессы полностью исказили. Машков не похож на отца, который был ещё добрее. А вот внешностью вроде похож. Жаль, что во время съемок со мной не советовались. Это разочарование сказалось даже на моем здоровье. Я же сердечник… Но приятно, что об отце сняли фильм. Он заслужил, отдав работе в органах. Все его уважали и боялись, бандиты в том числе. Отец ушел на пенсию в 63 года. Был награждён орденом Красной звезды.

Интересно отношение главного героя и создателей фильма к преступному миру Одессы: все бандитские боссы - солидные, волевые, разумные люди. Они живут не таясь. Практически герои сериала "Бригада" на манер СССР 40х годов. Главный герой живёт с одним из них по соседству и практически с ним дружит. Статус-кво заключается в том, что главари отдают милиции своих шестёрок без стеснений, а так между милицией и бандитами "дружба". Только вот "дуболом" Жуков не понимает, что это такое и постоянно мешает этому благолепию.



Тут хотелось бы поинтересоваться у авторов, знают ли они, почему после войны с преступностью боролись запредельно жестокими средствами и уничтожение преступников на месте было вполне в нормах того времени?

Может дело в том, что в разрушенной после чудовищной стране был и голод ,и повсеместное сиротство ,и отсутствие мужчин, а значит даже элементарное воровство кошельков и карточек означало , что семья будет голодать.

Не как в этом кино, где голода в принципе нет, а по-настоящему.

А вот например насилие над женщиной означало , что страна, забравшая мужчин на войну не может обеспечить его жену безопасностью в тылу.

Но это в реальности. А в фильме организованная преступность живёт бок о бок с НКВД.



Операция "Маскарад"

Авторы картины прошлись и по операции "маскарад", которая была осуществлена для борьбы с преступностью в Одессе. Это когда сотрудники силовых структур(в основном бывшие фронтовики) одевались в гражданскую одежду и "ловили на живца" грабителей, воров и бандитов. Когда преступники сдавались - их задерживали, когда сопротивлялись - уничтожали на месте. Именно эти меры, а не "мир" с руководителями бандитов практически уничтожили послевоенную преступность в Одессе.

Но авторам реальность не интересна, им интересен конфликт одесской милиции и военного аппарата Жукова.

Выглядит это так: бывшие фронтовики с каменными лицаим собраны в огромном зале, где им выдают гражданскую одежду и оружие и отправляют на улицу стрелять бандитов, строго наказав ни в коем случае не сотрудничать с милицией, а при задержании молчать.

И вот орды одетых в чОрные костюмы(а-ля бандидский Чикаго 30х) ходят по ночной Одессе и при малейшей угрозе стреляют подозреваемых, а потом сидят в отделе по борьбе с бандитизмом и молчат, а потом их отпускают.

Я считаю, что это отличная сценарная находка авторов - разозлить послевоенный город бесконтрольной стрельбой непонятными людьми, испортить отношения с борцами с преступностью из милиции и не решить задачу.

То есть авторы создали на экране пример идиотизма, приписали его Жукову,  весь фильм боролись с этим идиотизмом, а потом его отменили.

Отличное решение, особенно если учесть, что реальные борцы с преступностью писали, что данный метод мало того, что использовали все, так ещё и разделения на "их НКВД" и "нашу контрразведку" что-то не наблюдается. На борьбу с преступностью призывали в структуры тех самых бывших фронтовов, потому что других кандидатов на борьбу с преступностью, да и других мужчин, если честно и не было.

Но у авторов в голове свои "картинки с выставки".

На фоне написанных "спорных моментов" уже и не так страшно смотрится вымученность некоторых элементов сюжета, позволяющая растянуть фильм аж на 14 серий, главный антигерой-супермен по кличке "Чекан", которого ни взять, ни убить, ни обмануть, упорная зацикленность авторов на еврейские темы, как главного героя, так и второстепенных и другие "особенности".

Итог

А в итоге мы имеем умеренно-антисоветскую клюкву, попытку переписать историю подвига борцов с преступностью, очередное обливание помоями Жукова, абсолютно неуместное выпячивание определенных национальных особенностей. То, что фильм умеренно антисоветский ещё хуже, поскольку михалковские танки с парусами и голые немецкие зады , наше общество, не смотря на все усилия по пропихиванию в сознание, в основном отторгло. А вот такие аккуратные заходы ,никакой ответной реакции к сожалению пока не вызывает.

Возвращаясь к поговорке в начале поста, что "от осинки не родятся апельсинки", хотелось бы напомнить,что творческий край элиты, как и вся остальная элита сформирован на условиях принятие антисоветизма, как не отменяемого условия.

Поэтому ждать от них чего-то для ума и сердца населения страны по крайней мере бессмысленно.

Этого не будет!

Они творят для других умов и сердец.

Жуков, Война с историей, Ликвидация, Одесса

Previous post Next post
Up