Советский человек.

Aug 15, 2012 15:09



Вот уже двадцать лет все советское или замалчивается или покрывается толстым слоем лжи. Расчет на то, что старшее поколение забудет, а молодежь не узнает правды. И мне захотелось на примере моего отца показать молодым, как Советская власть формировала нового человека, свою опору - Советских людей, тех, кто восстанавливал Россию из пепла гражданской войны, создавал новую великую страну - Советский Союз, а в трудную минуту спас Родину и весь мир от фашизма. Рассказать, какими они были, те, кого эти господа-либералы называют хомо советикус.

Мой отец не был великим, не был знаменитым, но он был одним из тех, кого создала Советская власть, человеком новой формации - Советским человеком и просто Человеком с большой буквы.

Отец родился в большой крестьянской семье в Костромской губернии в 1902 году, а через  7 лет семья потеряла кормильца - умер отец. И в 12 лет, как только он окончил начальную школу, мать отправляет его в г. Галич работать «мальчиком на побегушках» в булочную. Вспомните или перечитайте чеховский рассказ «Ванька Жуков», горьковскую повесть  «В людях» и вы хорошо представите, каково это  жить «в людях» мальчику-сироте.

Какое будущее ожидало таких как он, крестьянских детей с тремя классами церковно-приходской школы в царской России или, даже, России с буржуазным правительством?

Все изменил Октябрь 1917-го. Грянула революция, всколыхнула народ, повела его в новую жизнь, дала новое будущее.

Отцу 15 лет, из города он возвращается в деревню, крестьянствовать, как он позже напишет в своей автобиографии. Но пытливый и любознательный подросток тянется к знаниям, и советская власть дает ему возможность учиться.  Сначала - трехмесячные курсы библиотекарей и работа в волостной библиотеке. Здесь отец навсегда полюбил книги. Затем срочная служба в Красной армии, где он становится комсомольцем, а потом и кандидатом в члены ВКПБ. В Партию он вступает уже после демобилизации в 1928 году. Работает в волисполкоме и занимается самообразованием - заочно учится в годичной совпартшколе.



Занимаясь хозяйственной деятельностью, работая с людьми отец все больше чувствовал, как ему не хватает знаний. Нужно учиться! И он решил поступать в институт. Да, у него только три класса церковно-приходской школы, но для таких как он страна создала рабфаки. Это такие подготовительные курсы для рабочей и крестьянской молодежи, которую Партия призвала учиться. Отец подает документы на рабфак Ярославского педагогического института. Сначала ему отказывают в приеме, упирая на слабость подготовки, но отец проявил настойчивость, ведь он был мобилизован на учебу Партией, и был принят. Окончив успешно рабфак, он в 1931 году вместе с мамой поступает на первый курс института.

Мама, тоже крестьянская дочь из ивановского села. Она была моложе нашего отца, и ее школьные  годы пришлись  на советскую власть. Сельская глубинка второй половины 20-х годов, только что закончилась гражданская война, а культурная жизнь уже кипит, рассказывала мама. В селах создаются библиотеки, народные хоры, театральные кружки. Мама уже могла получить и получила полное среднее образование: окончила 9-летку, а затем  и учительский техникум. Работала в начальной школе того поселка,  где отец работал председателем поссовета. Они познакомились, поженились, родился мой старший брат. Есть семья, ребенок, работа. Что еще нужно замужней женщине? Но отец зовет ее учиться дальше и она идет за отцом в институт на тот же биологический факультет.

Профессорский состав в институте, рассказывал отец, сначала весьма скептически  отнесся к рабфаковцам «от сохи» с тремя классами церковно-приходской школы, но, не могу знать о других, а об отце они изменили свое мнение очень быстро: на старших курсах он учился только на «хор.» и «оч. хор.» (тогдашнее «отлично»). Мама признавалась, что не она отцу, а отец маме помогал в учебе. Его дипломная работа «Учение об условных рефлексах в свете диалектического материализма» показалась руководству института настолько интересной, что его направляют в аспирантуру  Московского научно-исследовательского института психологии, педологии и психотехники.

Однако голодные студенческие годы и напряженная учеба дают о себе знать, и через год у него начинается тяжелая дистрофия. Пришлось прервать обучение, взяв академический отпуск.

Отец вернулся домой и работал в Собинском РОНО. Через год написал заявление о своем желании продолжить учебу. Но в резолюции ОБЛОНО  было сказано, что в районе не хватает учителей, а в Собинке открывается новая школа и там нужен директор и учитель истории.

Так отец стал УЧИТЕЛЕМ и никогда не жалел об этом. Он был хорошим учителем и хорошим директором. Многочисленные благодарности и отличные аттестации подтверждают это. Мама работала рядом с отцом. Какими они были учителями, рассказывали их ученики, присылая благодарные письма через двадцать, тридцать и даже сорок лет, после окончания той собинской школы.

В 1940 году в дружной семье моих родителей появился четвертый ребенок.

А затем началась война, и отец стал ВОИНОМ.

Не сразу, хотя первую повестку он получил в октябре 1941 года.  Сначала его мобилизовали на трудовой фронт - работать в районной МТС. На фронт он попал позже, в 1943 году. Отцу тогда шел 42 год. Он окончил курсы командиров батарей, получил офицерское звание старшего лейтенанта и был направлен на Ленинградский фронт командиром огневого взвода. В этом звании и должности он воевал до конца войны. Был дважды ранен, контужен, освобождал Варшаву, был под Берлином.

Отец вернулся с войны в 1946 году с двумя боевыми орденами: Красной звезды и Отечественной войны II степени, тремя медалями и толстой пачкой  благодарностей «…за овладение…», «…за отличные боевые действия при прорыве…» и т. п., каждая из которых - это веха на боевом пути его части, его боевом пути. А вот последняя и самая дорогая благодарность - в ней поздравление с Победой.



(Недавно мы с его внучкой - моей дочкой нашли в Общедоступном электронном банке документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне» описание подвигов, за которые отец был представлен к  наградам. Я распечатала копии этих документов для всех его внуков и правнуков, чтобы они читали и гордились своим предком).

На войне отец мечтал, что вернется в свою школу, в письмах расспрашивал маму, как там у них идут дела (она исполняла его обязанности в школе, пока он воевал), но страна снова сказала НАДО. Надо укреплять законность и правопорядок, поэтому его направляют во Владимир в управление МВД Владимирской области. Здесь он проработал до своей отставки в 1964 году.

Он не дослужился до высоких званий (вышел в отставку майором), но когда он умер летом 1986 года, через 40 лет как он перестал работать учителем и через 20 лет после отставки, кроме детей и внуков, провожать его в последний путь пришли его ученики и его сослуживцы. И гражданская панихида по нему не была формальной, она была теплой и трогательной, потому что его ученики и его друзья провожали своего Учителя и своего Друга и соратника, вспоминая, что он значил в их жизни, каким Человеком он был.

Отец, как принято говорить, был интеллигентом в первом поколении, но он был именно Интеллигентом.

Всю жизнь до самой смерти он собирал книги. И это была не только беллетристика, но книги и учебники по истории, философии, литературе, энциклопедии и справочники. В нашей библиотеке было более 2 тыс. томов и пользовались ей все наши друзья и знакомые. Книги пропадали, их «заигрывали», но это не было поводом, чтобы запрещать нам - детям давать их читать кому бы то ни было, потому что он не был коллекционером. Он покупал книги, чтобы их читали и сам читал их всю жизнь. На полях книг по истории и философии (уже послевоенных) я видела его заметки.

Я никогда не слышала, чтобы он ругался, тем более матом. Чтобы он повышал голос на маму. Он не курил, и я никогда не видела его пьяным. Даже будучи уже пожилым человеком, он оставался в своем поведении «джентельменом». Представьте ситуацию: мне 25, а ему 71. Едем  в троллейбусе, я предлагаю ему сесть на освободившееся место, а он отказывается, ведь я женщина и должна сесть первой.

И он не был исключением. Их было много в нашей стране, тех, кого создала Советская власть, и были они Советские Люди и гордились этим званием. И мы гордимся ими. Мне жаль тех, кто пишет все эти пасквили про наш народ: наверно им не повезло в жизни: не было у них таких родителей, как наши, и им нечем гордиться ни за них, ни, тем более за себя.



Мы же гордимся и помним, пока живы, что нашим отцом-дедушкой-прадедушкой был СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК - УЧИТЕЛЬ - ВОИН - КОММУНИСТ - ТРАВКИН АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Соловьева Галина Алексеевна

СССР, суть времени, Советские люди

Previous post Next post
Up