"Его «Размышления о последнем художественном тридцатилетии» начинены великолепным презрением (и вместе с тем - проклятием) в адрес так называемых «белых комиссаров» постсоветского времени - «кураторов»-галеристов, специалистов «продавать, втюхивать, огалереивать». Именно на этих алчных тварей, возвысившихся в эпоху «рынка» и жаждущих властного диктата над художниками, Максим Кантор возложил поначалу всю ответственность за разрушение художественного потенциала России." Вот тут я рыдал - настолько сурово сформулировано!
"Кантор выделяет в своей статье три ключевых особенности позднесоветской интеллигенции: её отчуждённость и враждебность властной элите страны, одновременная оторванность её от широких народных масс, и одновременное же присвоение ею прерогатив духовного водительства и высшей правоты."
А вот тут, пожалуй, есть нюанс!
Отчужденность и враждебность не столько властной элите (это Ефремов или Марк Захаров были враждебны элите-то?!), сколько идеологии. Ну, или части элиты, остающейся верной коммунитическим идеям. Как-то... немного звучит так, как будто элита стояла стеной за коммунизм! Т.е. речь о враждебности советской идеологии, а не самой властной элите. Как-то так. Но это, по сути, такая... полуредакторская правка.
Как сказал бы Коломбо: Вы знаете, в этом-то и проблема. :)
Хотя, если быть точным, она была вписана туда, как мы знаем из передач и статей С.Е. Кургиняна, сложным образом.
И существенная часть (не большинство, быть может, но существенная часть) советской элиты, конечно же, мягко скажем, скептически относилась к коммунистическим идеям. Но, что еще хуже, к ним скептически относились к этомй времени уже и в весьма широких слоях общества.
В этом плане хочется еще раз вспомнить очень важную, на мой взгляд, фразу из Сути времени: "Те, кто обрушили Советский Союз, послали в наше общество, которое почему-то к этому было готово, два главных мессиджа."
С учетом этого, суммируя, лучше 1) Признать интеллигентскую самоидентификацию обанкротившейся. 2) Искать для "совета смысловой безопасности нации" - иначе идентифицирующую себя группу людей; - другой термин; - другие идеи. 3) Не психовать по этому поводу, ибо не в первый раз. 3) Не медлить со всем этим, ибо время дорого.
Comments 20
Reply
Вот тут я рыдал - настолько сурово сформулировано!
Reply
А вот тут, пожалуй, есть нюанс!
Отчужденность и враждебность не столько властной элите (это Ефремов или Марк Захаров были враждебны элите-то?!), сколько идеологии. Ну, или части элиты, остающейся верной коммунитическим идеям. Как-то... немного звучит так, как будто элита стояла стеной за коммунизм! Т.е. речь о враждебности советской идеологии, а не самой властной элите. Как-то так.
Но это, по сути, такая... полуредакторская правка.
Reply
Но тогда вывод прост: существенная часть советской элиты ненавидела идеи, которые её саму легитимировали как власть?
Reply
Хотя, если быть точным, она была вписана туда, как мы знаем из передач и статей С.Е. Кургиняна, сложным образом.
И существенная часть (не большинство, быть может, но существенная часть) советской элиты, конечно же, мягко скажем, скептически относилась к коммунистическим идеям. Но, что еще хуже, к ним скептически относились к этомй времени уже и в весьма широких слоях общества.
В этом плане хочется еще раз вспомнить очень важную, на мой взгляд, фразу из Сути времени: "Те, кто обрушили Советский Союз, послали в наше общество, которое почему-то к этому было готово, два главных мессиджа."
Reply
Вообще исключительно толковая статья! Чтобы столь сложная проблематика описывалась настолько простым для понимания языком - это огромная редкость.
Reply
Reply
Полагаю, термин "интеллигенция" сейчас используется прежде всего в рамках системы "свой-чужой".
С учетом этого, суммируя, лучше
1) Признать интеллигентскую самоидентификацию обанкротившейся.
2) Искать для "совета смысловой безопасности нации"
- иначе идентифицирующую себя группу людей;
- другой термин;
- другие идеи.
3) Не психовать по этому поводу, ибо не в первый раз.
3) Не медлить со всем этим, ибо время дорого.
Reply
Leave a comment