Небольшие рационализаторские изменения классических инструменов маскирования и запечатывания - «картонки с дыркой» и «кружочка на проволочке» делают печать легче и комфортней.
1. Запечатывание.
Как правило, используется не одна «картонка с дыркой», а несколько, с отверстиями разной формы и размера. При работе они очень часто кладутся в разные места и потом в темноте их трудно найти. Простой выход - объединение масок в одно устройство. Чертёж и описание этой штуки можно найти, например, в книге «Way Beyond Monochrome», второе издание которой доступно, благодаря пиратам, всем пользователям интернета. Я тоже сделал себе что-то подобное (рис. а), правда, пользуюсь редко.
Дело в том, что использование такого инструмента, естественно, предполагает, что он будет располагаться между объективом увеличителя и листом фотобумаги. При этом отверстие начинает отчасти работать как диафрагма, снижая светопоток. Кроме того, в случае использования диффузного источника света, имеет место довольно большое светорассеяние, увеличивающееся при приближении маски к объективу. Ну и, напоследок: при печати больших форматов очень некомфортно запечатывать небольшие площади, т.к. малейший сдвиг маски может увести световое пятно далеко от нужного места.
Маска, которую я называю «кулёк» практически лишена этих недостатков. Принцип действия простой: лист чёрной (непрозрачной) бумаги или тонкого картона сворачивается в подобие воронки. Верхняя часть, широкая, «ловит» световой поток, падающий из объектива. Нижняя, узкая, формирует световое пятно (рис. б). Нужной формы (отличной от окружности) можно добиться сжимая конус пальцами. Или, в крайнем случае, можно сделать наконечники из картона.
При работе нижнее отверстие располагается очень близко от бумаги, практически впритык, что позволяет весьма точно запечатывать мелкие детали. Для бОльшей устойчивости можно даже «опираться» рукой о фотобумагу, только прямо перед этим, буквально за пару минут, желательно вымыть руки с мылом и хорошенько высушить, чтобы жира и воды не осталось.
Световой поток при таком способе маскирования практически не снижается. И светорассеяние невелико. Зато, после небольшой практики, точность офигенная.
2. Оттенение.
«Фигурка на проволочке» подразумевает использование сменных шаблонов нескольких стандартных форм. Если оттеняемое пятно нестандартное, то соответствующий шаблон приходится вырезать.
Я использую пластилин. За несколько секунд ему придаётся любая форма, которая, если нужно, легко корректируется. Для лучшего крепления пластилина на концах спиц-оттенителей приделаны скрепки (рис. г).
Кроме прямых спиц я также использую изогнутые. Они нужны чтобы минимизировать тень проекции, которая так или иначе присутствует.
Верхняя часть изогнутой спицы располагается ближе к объективу и поэтому тень сильнее рассеивается и практически незаметна (рис. в).
Ещё один вариант оттенителя - рамка с сеткой из самой тонкой лески. На таком девайсе из пластилина можно выкладывать не одну зону маскирования, а несколько. И контур может быть более сложный, чем в случае с проволочным оттенителем, т.к. больше точек опоры (рис. д).
Недостаток такой рамки - она безукоризненно работает только с диффузными увеличителями. При использовании конденсорных, тем более, с точечным источником света, леска отлично проецируется на фотобумагу и обычные небольшие колебания маски при печати не всегда могут убрать «сетчатое» затенение.