- Курицу приготовить?
- Да.
- Сколько?
- Штук 20, я сейчас на диете.
© Астерикс и Обеликс против Цезаря
Слова эпиграфа снова про нас. Вообще слова еда и Узбекистан неразрывно связаны. Теперь я это точно знаю.
Вот пока картинка для затравки:
Утро на второй день нашего пребывания в Узбекистане наступило существенно раньше, чем мы его ожидали. Завтракали молча, не любя друг друга. Дядя Хаким оказался на редкость пунктуальным и исполнительным узбеком и приехал даже на полчаса раньше. Есть кашу на завтрак и знать, что тебя уже ждут не очень комфортно, потому кашу ели быстро, потом также быстро собирались. Нас ждал Самарканд. Рассчитаться по-быстренькому за гостиницу не получилось. Нужно было отдать за 2 номера какое-то трудно считаемое количество тысяч сум. Мы пытались определить на глаз нужные стопки денег, пересчитывали раз 100, путались, начинали сначала. Карточками платить нельзя. Минут 30 ушло, не меньше. Сразу сумки полегчали заметно.
Мы загрузились в машину дядюшки Хакима и помчались навстречу узбекскому солнцу, ожидавшему нас в прекрасном Самарканде. Самарканд- второй по величине город Узбекистана. Самарканд - один из древнейших городов мира ( ровесник Рима между прочим), центр исторической области и государства Согдиана. Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. Но конечно ж нам он более известен, как столица империи Тамерлана.
Дядя Хаким по пути старался рассказать как можно больше про Узбекистан, если мы спорили , то с нами всегда соглашался, вот оно узбекское великодушие и гостеприимство, гость всегда прав, даже если несет чушь. С чушью старались не перебарщивать, ибо все подобрались весьма образованные и эрудированные. Дороги в Узбекистане говно, скажу сразу, мы в перегруженной машине это хорошо чувствовали. Их толком не ремонтировали со времен советского союза, потому кое где они и вовсе отсутствовали. С бензином в Узбекистане тоже плохо. Есть заправки частные и государственные, цены существенно отличаются. Но иногда цена уже не играла роль, наиболее важен ответ на вопрос: а есть ли собственно сам бензин. Дядя Хаким радовался, как ребенок, когда мы успели заправиться на государственной заправке с утра. Мы сначала не понимали, поняли потом, когда нам стали встречаться длинные очереди из машин, ожидающих бензин у заправок. Чаще бензин можно купить прямо на дороге из канистры, но цена будет дороже. Еще момент про машины. Все машины в Узбекистане преимущественно белые , ну или бежевые и практически 99% одних и тех же брендов, выпускающихся исключительно в Узбекистане, то есть Шевроле и Деу. Дело в том, что президент Узбекистана очень умный, он ввел налог на покупку неузбекского автомобиля в 100% от ее стоимости, то есть чтобы рассекать по узбекским просторам на Мазде стоимостью, например, 25 тысяч долларов, нужно будет заплатить 50 тыс. Совсем не бюджетненько для небогатой страны. Ну а светлый цвет понятное дело для чего, в такой жаркой стране черные машины совсем не в почете.
Фоточку на bibi.uz взяла, чтобы продемонстрировать "цветность" машин.
Всего за неделею пребывании я в Узбекистане я видела ровно 5 машин не светлых и не Шевроле с Деу. Но к такому «разнообразию» быстро привыкаешь. Мы даже пытались шутить с местными, мол как вы свою машину на парковке у базара находите? Как-как , по номеру!- удивились они. Шутку не поняли в общем. Ну и Бог с ней. На подъезде к Самараканду заехали на дынно-арбузный рынок. Это не рынок, это рай. До этой поездки я знала ровно 2 вида дынь: колхозницу и торпеду, которые в Москве в этом году стоили каких-то космических денег за 1 кг.. На местном же рынке любая дыня ( а видов их преогромное количество) стоит ровно 10 рублей в перерасчете на российские рубли ( на тот момент 35 центов в перерасчете на американский доллар), вне зависимости от того, сколько эта дыня весит. 10 рублей и все. Все можно пробовать. Мы решили не экономить и разгуляться аж на 150 рублей ( 3,75 долл) , купили и дынь разных и арбузов , мы бы больше купили, но места в багажнике больше не было.
В Самарканде первым делом мы поехали осматривать гробницу Тамерлана, но про нее напишу, когда буду рассказывать в целом о достопримечательностях Самарканда.
Потом мы заехали на рынок купить ингредиенты для настоящего узбекского плова, который вызвался готовить дядя Хаким. Предложение остановиться в гостинице было сразу же отвергнуто, ибо в Самарканде у Хакима жили родственники, которые нас уже ждали. Все ингредиенты дядя Хаким покупал сам, баранину, рис, специи.
Животы уже сладко урчали в предвкушении этого самого плова. Перед домом родственников, дядя Хаким серьезно посмотрел нам в глаза и сказал:
- Понимаете, страна то мусульманская, а вы тут вчетвером, две девушки и 2 парня, путешествуете, не хорошо это, не поймут… В общем, я сказал им, что вы лучшие друзья моего сына Феруза, проживающего в Москве и работающего врачом. Вы две семейные пары и тоже врачи.
Пришлось срочно перестраиваться в « жен». Игорь был «мужем» Карины, Эдик был собственно «мужем» моим. Знаете, быть «врачами» в обществе людей пенсионного и пред пенсионного возраста очень тяжело. Мы отлично понимали, что сейчас у кого-то что-то срочно заболит и нужно будет давать советы и рекомендации. Мои познания в медицине весьма скудны. Дома из лекарств у меня есть мезим, потому что постоянно много ем и нурофен, потому что иногда болит голова, снотворное еще есть, сплю плохо. Есть еще бинт правда и пластырь от мозолей. Все. Больше ничего нет. Потому срочно нужно было придумывать более правдоподобную историю, чтобы не выставлять дядю Хакима в плохом свете перед родственниками. Решили, что да, мы действительно друзья Феруза, да, мы действительно работаем в клинике ( Феруз между прочим кардиохирург) вместе, но..: Эдуард у нас мастер по наладке медицинского электронного оборудования, Карина работает в буфете, я в гардеробе, а Игорь в финансовом отделе. На вопрос: «Ну как там Феруз в Москве?» мы дружно кивали и отвечали: -Да хорошо все у него, работает, работы много. Никто из нас Феруза никогда н видел в глаза и потому мы опасались, что родственники будут показывать какие-то фотографии, а мы не признаем « лучшего друга». Но врать было все равно не хорошо, ибо все равно путались в показаниях. Родственники нас встретили как самых дорогих гостей. Во дворе кишлака был накрыт стол, не успели мы заметить, как у каждого из нас уже в руках было по стакану с вином и тарелки полные еды.
Узбеки- это такие люди, которым невозможно сказать нет, даже Карине. Карина у меня любит в глаза все резко говорить, но тут даже она молчала. Радость и радушие этих милых людей были настолько искренними, они так старались, лучшую посуду достали, что сказать им нет было просто невозможно. Что конечно нас пока забавляло, а спустя неделю стало подбешивать, так это обязанность говорить тосты. Тосты нужно говорить всегда, учитывая сколько мы ели и пили, порой приходилось говорить тосты по 3-4 раза за вечер. Я тосты со времен работы в олдскульной Роспечати ненавижу, а тут пришлось на ходу сочинять. Под конец «мероприятий» становилось совсем тошно, все уже сказали, часто говорили по второму разу. Это не важно, важно вообще что-то сказать. Потому если вы едете в Узбекистан скачайте себе из интернета тостов, штук 200 должно хватить, а если вы едете на долго, то смело качайте всю тысячу, уверена, все пригодятся. Спустя час рука снова потянулась за мезимом, чувствовала себя беременной , месяце на 9-м. Но это были всего лишь «легкие закуски» , гвоздем программы должен был стать знаменитый узбекский плов в казане и на костре + шашлык из баранины. Узбеки едят очень много баранины. Все их национальные блюда из баранины. Про плов. Если вы думали ранее, что вы умеете готовить плов, то вы ошибаетесь, если конечно вы не узбек. Разновидностей плова очень много, раз мы в Самарканде, дядя Хаким принялся готовить самаркандский плов. Я думала, что лопну уже перед пловом. Но когда мой организм смотрел на все это кулинарное волшебство, а нос учуял запахи, организм мобилизовался, сжал все что уже было внутри, освободив место для плова. Не есть плов было нельзя. Если ты в Узбекистане плов с бараниной ты есть обязан. Плов таял на глазах. Я сейчас вот пишу все это и понимаю, как же я хочу его снова, хоть чуточку, хоть горсточку.
Больше ничего писать не буду, лучше фотографии покажу.
После плова казалось мы умерли, мы не могли шевелиться, полпачки мезима не очень то уже помогало. Гостеприимные хозяева не сдавались и продолжали нас «пытать» едой. Ведь в программе еще был шашлык. Подтянулись еще родственники. На двух машинах, нас еле живых повезли осматривать ночной Самарканд.
Ночью Самарканд выглядит, словно кадр из сказки про 1001 ночь. Спадает жара, город оживает, отовсюду слышны узбекские мелодии. Поразило, что в Самарканде очень много туристов, конечно же все хотят посмотреть на главную площадь Самарканда - Регистан.
Бытует легенда, что с начала XV века и вплоть до начала века XX на площади проходили публичные казни, и, чтобы кровь лучше впитывалась и не была заметна, земля была усыпана песком. Поэтому площадь и назвали Регистан («рег» - песок и «стан» - место) - место, покрытое песком. Регистан - это космос. Ничего подобного я еще не видела. Вот пока пара картинок, про детали опишу в дне следующем.
«Пытка» едой для нас еще не была закончена, было еще невероятно вкусное узбекское мороженое. Проезжая мимо узбекского ресторана, кто-то предложил туда заехать. Я лежа на заднем сидении , ибо сидеть не могла, не смотря на все расстёгнутые ремни, подумала это шутка. Как же я ошибалась. Мы умоляли нас больше н кормить, кажется, в моих глазах даже стояли слезы. Вообще , я где-то читала, что в Японии кажется даже существовала такая пытка - едой, человека кормили мясом и он спустя месяц умирал. Я в голове прикидывала, как долго протянуть на мясе можем мы. Согласно ощущениям, мы бы умерли раньше. Милостивый узбекский Бог еды сжалился, и решили выпить только кофе. В ресторане, как и в принципе на Востоке, все дорого - богато. В золоте и парче.
Я даже танцевала. Что мне, я недавно на дагестанской свадьбе отплясывала, все движения знаю. Чтобы порадовать дорогих хозяев танцевала с ними. Блондинка в узбекском ресторане внимание привлекала и если бы не свита и собственно «муж», без женихов местных я бы не осталась)))
Теперь пару слов про быт в кишлаках. Воды горячей конечно нет, ванн и душевых тоже. Туалет - на улице, где то в глубине двора. Ну как туалет, дырка в полу, если кто не знал (это я сейчас к канадско-норвежским читателям скорее обращаюсь). Чтобы помыться хозяева нам нагрели ведерко воды, одно на всех. ½ половина досталась Эдуарду, поскольку он был первый и большой, оставшуюся половину мы разделили по кружке на троих. Задача скажу я вам не из простых. Поливали себя за зановесочкой из ковшика, так что водные процедуры были скорее бодрящими, чем санитарными. Спать нас положили согласно заявлениям о регистрации брака, то есть муж и жена. Даже выдали по новому комплекту постельного белья, прямо в упаковке. Я конечно дома новое белье стираю, ибо неизвестно, сколько рук это самое белье трогало, пока шило. Но выбор в данной ситуации был не велик: либо спать на том, что дают, либо спать стоя. Я выбрала первый. Долго пыталась уложить свое пузатое тело в новую кровать, опять же «мужа» надо было расположить так, чтобы утром ему и правда не пришлось на мне жениться, после совместно проведенной ночи. Уснуть не могла. Меня тошнило. От еды. Пачка мезима не помогала. Рядом похрапывал «муж», что меня тоже бесило. Точнее меня не похрапывания бесили, меня бесило, что он спит, а я нет. Потом хотелось в туалет, а на улице холодно и ночь, а туалет далеко и на улице. Рядом с туалетом жили эти милые овечки
Растолкала Эдуарда, велела ему меня караулить, ибо одной страшно. Уснула на рассвете. Трудная была ночь в общем.