(no subject)

Dec 22, 2018 12:52

ПАЛЛАДИАНСТВО В РОССИИ

Дочитал превосходную книгу Г.В.Смирнова Палладио, представляющую собой детальный историко-культуроведческий разбор семи его известнейших загородных вилл, до сих пор преспокойно стоящих на твердой венетейской земле. Палладио - создатель нововременной концепции загородного дома благородного человека, изобретатель модуля храмовидного дома (выражение Г.Р.Державина), без счета тиражированного по всему миру с бессчетными же вариациями. В его основе - соединение элементов приватной и сакральной архитектуры, в результате чего у дома-резиденции появились колонный портик на фасаде и даже купол. Он ошибочно считал, что таковы были древнеримские виллы, но эта ошибка оказалась поистине счастливой и явила миру некую новую истину. Книгу заключает глава-приложение о рецепции палладианства в России. Приведу из нее ряд цитат, снабдив их иллюстрациями:

"...Итак, уже со второй половины XVIII века дух Палладио безраздельно царит по всей России. Русские дворяне начинают возводить в своих вотчинах сотни усадеб, весьма схожих и по функции, и по виду с виллами венецианской знати эпохи Ренессанса, что немудрено, если принять во внимание, кто и когда выдумал и разработал типологию усадьбы. Древняя столица, и та приобретает палладианскую физиономию, что тоже немудрено, ведь ее особняки были усадебного типа. <...>

Среди множества других жемчужин усадебной архитектуры, построенных в правоверном палладианском стиле, - Покровское в Вологодской губернии. <...> Усадьба Лермонтовых в Середниково (1770-е) - вариация на тему Бадоэр. Усадьба в Рождествено под Гатчиной (1790-е), доставшаяся в наследство молодому Набокову в 1916 году, вариация на тему Ротонды, с ее четырьмя парадными фасадами и бельведером вместо купола. <...>



Вилла Бадоэр



Усадьба Брянчаниновых Покровское



Усадьба Столыпиных-Фирсановых Середниково



Вилла Ротонда



Усадьба Рождествено Рукавишникова-Набокова - невероятным образом уцелела при соввласти, но уже дважды горела при РФии

Нечто похожее на московский "дом Ростовых" (где ныне союз писателей), облегченный вариант Таврического дворца, станет моделью для всего расхожего усадебного классицизма дворянских гнезд.



Усадьба Долгоруких-Соллогубов в Москве ("дом Ростовых")

Такие безымянные усадьбы, в совершенно серийном производстве честно позаимствованные из Трактата Палладио (мало кто из русских архитекторов XIX века видел воочию его постройки), и определят облик русской дворянской культуры Золотого века: все колонны да фронтоны. Но то было крайне важное единообразие, утверждающее собою магистральную идею российской государственности по Петру Великому. Ей предстояло взять на себя миссию по прививке к русской почве крепких устоев латинской цивилизации, прежде всего: фундаментальное единоначалие римского права и гражданской морали, неотъемлемость удобств вроде дорог, водопровода и канализации и имперский (латинский же) идеал наднационального государства. "На скудном севере далекий отблеск Рима", - скажет об этих усадьбах граф Комаровский. Через палладианскую архитектуру отчетливо заявляется причастность России к единой семье европейских народрв. Как основная примета Европы, архитектура, основанная на принципах Палладио, возникает в любой стране, присягающей идеалам греко-римской цивилизации. <...>



Вилла Эмо



Пушкинское Михайловское (советский новодел) - типичная скромная дворянская усадьба Европейской России. Сколько их было на момент ее конца? В одной только Тверской губ. - не менее 3000, всего же в России около 80 тысяч



Еще одна незатейливая проекция виллы Эмо на среднерусских просторах - дом из имения Милюковых-Красенских Островки, ныне стоящий в пос. Овсище: https://enzel.livejournal.com/392548.html



Ярополчь (Ярополец) Загряжских-Гончаровых, куда Пушкин приезжал в 1833 г. (и, возможно, в 1834 г.) - чем не еще одна, довольно вольная, вариация на тему виллы Бадоэр (в соединении с мотивами Фоскари и Барбаро) с ее курдонером (court d'honneur - двор почета)? А в стоящей рядом церкви Иоанна Предтечи служил в это время диаконом мой прапращур А.И.Каринский (см.: https://enzel.livejournal.com/307082.html)



Вилла Фоскари



Вилла Барбаро

Появляется "палладий" в России не только потому, что кому-то хотелось кусочек Италии на наших широтах. Архитектура служителей государственности петровского закала должна была одним своим видом "проводить дисциплину": ее строгие формы как бы утрамбовывали хаотичную топкую почву вечно готовой сорваться в самостийность Руси. Она демонстративно порывала с мифом о русской самобытности. В этом смысле аристократическая и универсальная архитектура идеологически противоположна модерну, который заигрывает с национальным вкусом, вспоминая о кокошниках и резьбе-узорочье. <...>



В.К.Бялыницкий-Бируля. Зима в усадьбе, 1897 г.

На идеологическом уровне палладианский стиль стал главным связующим России с Европой." (Г.Смирнов. Палладио. М., 2017. Сс. 292-295). Существенно, что как на своего интеллектуального предтечу в русле вышеприведенных рассуждений Г.Смирнов указывает на гр. А.А.Салтыкова, автора сборника публицистических статей Две России, изложению которого мы посвятили в свое время ряд постов (см.: https://enzel.livejournal.com/269311.html).





Г.Смирнов последовательно проводит мысль об одноранговости и внутренней близости этих трех гениев европейской культуры

прошлое, литература, imperium rossicum, идеология, культура, метаистория

Previous post Next post
Up