ЕЩЁ НЕМНОГО ЖИВОПИСИ И ВОКРУГ НЕЁ
Подборка картин двух художниц, датчанки и русской. Начнём с датчанки:
Анна Теодора Фердинанда Александра (Теодора Фердинандовна) КРАРУП, датчанка по происхождению, написала несколько портретов по заказу членов Императорской семьи. К сожалению, многие из её работ были утрачены в годы революции 1917 г. Особые отношения связывали художницу с Григорием РАСПУТИНЫМ. Всего, по её словам, она написала 12 его портретов. При этом Распутин сам попросил изобразить его, предложив за работу 300 рублей (сумму по тем временам немалую). Лишь два из них сохранились. Один датируется 1914 годом, другой является последним прижизненным изображением старца (1916). -
https://the-morning-spb.livejournal.com/29668.html Второй художницей является наша соотечественница Елена Андреевна Киселёва (1878-1974), по второму мужу - Билимович. О ней долго "не знали", потом вдруг "открыли", совсем недавно была её выставка, о которой много писали. Она производит в целом очень приятное впечатление добротного мастеровитого эпигона, но в то время, когда она формировалась, было кому подражать из живых. По её творчеству вполне можно судить об уровне русской художественной культуры, достигнутом к концу Империи - он был очень высок.
Портрет отца, 1906. Отец был воронежским математиком, автором популярных учебников
В парке, 1907
La belle Hortense, 1908
Ревность, 1907-10
У себя (Дома), 1908
Автопортрет с вазой, 1910. Было в её облике нечто общее с В.И.Мухиной, только, конечно, Киселёва потоньше, поизящнее. Не оттого ли и служила Красоте, а не государству советских мужиков, титанический символ которого мухинской выделки вздымается над Москвой и служит эмблемой главной киностудии СССРФ
Прогулка, 1910
В ресторане. Париж, 1910-е гг.
На балконе, 1910
Завтрак. Портрет П.Е.Щёголева, 1911
Портрет П.Е.Щёголева, 1911
Женский портрет. Blange, 1912 - ещё одна Gioconda
Маруся, 1913 - наверное, самая известная её картина, концентрированно передающая её фирменный стиль
Дачницы, 1915 - всё ещё милая жизнь на фоне Великой войны, но не без грусти и тревоги в то же время
Базар в Которе, 1925. Предчувствия не обманули - впереди ждало изгнание, в данном случае в Югославии
Портрет Ан.Д.Билимовича, 1925. Это её второй муж (1879-1970), известный математик, профессор и ректор Новороссийского ун-та (Одесса), а потом профессор Белградского ун-та, действительный член Сербской Академии наук и искусств (1936). Его коллегой по Белградскому ун-ту был мой двоюродный прадед Д.С.Красенский (1878-1957), профессор его Технического ф-та. Весьма вероятно, они были хорошо знакомы. В 1944 г., при приближении советских войск, старший брат Антона Билимовича Александр (1876-1963), женатый на сестре В.В.Шульгина профессор-экономист Люблянского ун-та, переехал в Австрию и Германию, а оттуда после войны перебрался в США. Антон Билимович остался в Белграде, как-то избежав при этом худшего от "освободителей". Д.С.Красенский также покинул Югославию и переселился с семьей сначала в Германию, а потом, в 1947 г., в США - подобно многим русским эмигрантам, после ВМВ вынужденно сменившим Европу на Америку. Его единственный сын Дмитрий (1912-1983) умер в Вашингтоне, двое из трех сыновей последнего, Димитри и Сердж (1947), здравствуют и поныне в США
Портрет сына, 1925. Это её сын от Билимовича Арсений (1917-1944), преждевременная смерть которого заставила её навсегда положить кисть
Женский портрет, 1930. Все пишущие об эмигрантском периоде творчества Е.Киселёвой-Билимович упоминают портрет П.Б.Струве, якобы очень удачный, но сколько ни искал, найти его в сети мне не удалось. Запрошенные мной эксперты дали отрицательный ответ: где-то, может, и хранится, но где - неизвестно, изображения не выявлены
И кодой - следующая историческая фотография из архива Огонька с комментарием:
Учитель Е.А.Киселёвой И.Е.Репин и её коллега И.И.Бродский портретируют А.Ф.Керенского в Зимнем дворце в 1917 г. Действительно, как же быстро и радикально слиняла Россия! Всего через несколько месяцев после падения монархии мэтр русской живописи со своим учеником пишут портрет политического клоуна в интерьере главной императорской резиденции, а ещё через два года ученик начнёт свою знаменитую "лениниану", т.е. будет портретировать уже не клоуна, а злобного фанатика, а потом перейдёт и на мясника-духанщика. Престарелый же учитель благоразумно удалится на свою финляндскую дачу, где тихо отойдёт в лучший мир. А какое было величие, какая слава!.. Нет, положительно правильнее поступила ученица мэтра
Сохранились две версии репинского портрета, более рянняя и чуть более поздняя:
Почему-то правая рука министра в перчатке - чтобы подчеркнуть инфернальность образа?
Ну а портрет кисти Бродского всем известен и, конечно, менее интересен в плане художественном:
Уже проступает будущий соцреалист-орденоносец, как за самим министром уже нетерпеливо ожидает своего выхода его земляк и ученик его отца
Вот какие разные птенцы репинского гнезда!