(no subject)

Aug 25, 2017 14:12

ТРИ ПОКОЛЕНЬЯ: ЛИДИЯ, НАТАЛЬЯ, НИНА

История эта началась прошлым летом, когда из сети я случайно узнал о существовании фотоальбома семьи Сафоновых и о том, что в нём имеются изображения людей, связанных с историей усадьбы Островки. После длительной переписки и ожиданий музейно-выставочный центр Росфото, что в Петербурге на Б.Морской, выложил интересующие меня фотографии из этого альбома, так что теперь я могу ими воспользоваться для завершения цикла об этой усадьбе (см.: http://enzel.livejournal.com/389861.html). Пользуясь случаем, выражаю искреннюю признательность сотруднице Росфото Л.И.Стариловой за проявленное участие и оказанное содействие.

Хронологически первым изображением является карандашный рисунок Г.В.Сороки (1840), возможно, являющийся подготовительной работой к известному портрету маслом Лидии Милюковой (1832-1896), датируемому началом 1840-х гг.:



Из коллекции Росфото: http://rosphoto.org/collection/collection/brief-review-photo-collections-rosphoto/#section_3



Эта девочка - дочь хозяина усадьбы Островки Н.П.Милюкова (1803-1889). В 1853 г. она вышла замуж за тверского помещика пор. С.В.Сафонова (1827-1860), в браке с которым родились сыновья: Василий (1854 - после 1890), пор. лейб-гв. Атаманского полка, Николай (1856 - после 1913), кол. сов., и Михаил (1857-?) - https://www.prlib.ru/item/406149#z=3&n=5&i=6512286_doc1_AC88E5D8-5396-4789-AC44-053843E895DE.tiff&y=694&x=725. В 1869 г. Л.Н.Сафонова выходит замуж за тверского чиновника Н.Г.Левенталя (1837-?), и у них рождаются дети: Наталья (1869-?), Павел (1871-1904) и Варвара (1874-?). Кроме того у Н.Г.Левенталя имелся внебрачный сын (брак с Л.Н.Сафоновой был для него первым).



Братья: В.С.Сафонов, П.Н.Левенталь (в 1892 г. окончил Александровское уч., впоследствии чиновник особых поручений при Тверском губ., как и его отец), ст. брат Левенталь (имя не установлено), 1882 г. - из коллекции Росфото

Но для нашего сюжета намного важнее сестра Наталья:



Н.Н.Левенталь незадолго до замужества; её дед, Густав Левенталь, пришёл в Россию в рядах Великой армии, попав в плен, уже не вернулся на родину, сделал врачебную карьеру, был награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. и получил права потомственного дворянства; его сын Александр - тоже известный московский врач; сын Николай служил чиновником и умер в Тверской губ. - из коллекции Росфото

В 1896 г. она выходит замуж за поручика 1-го лейб-драгунского Московского полка С.С.Красенского (1868-1917), старшего брата моей прабабушки М.С.Красенской (1879-1948). После смерти матери в том же году Н.Н.Красенская получает по завещанию имение Островки (см.: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008050290#?page=135), а после выхода мужа в отставку в начале 1907 г. семья Красенских поселяется там постоянно. У них рождается трое детей: Нина (1897-?), Михаил (1898-1945) и Юрий (1902-?). Хорошо известна только судьба Михаила (см.: http://enzel.livejournal.com/404209.html). Дочь Нина после гражданской войны проживала в Белграде, предположительно, вместе с матерью и братом. Имеется не вполне надежное указание на приезд Нины и Юрия в Россию во время войны и их гибель там от рук немцев. Что касается главы семьи, то в 1907-16 гг. он служил земским начальником в Вышневолоцком у., а потом, как отставной подполковник, был назначен командовать пешей дружиной ополчения, был ранен. Обстоятельства его смерти точно не известны, но существует версия бессудной расправы (о конце Островков см.: http://enzel.livejournal.com/429814.html).



Нина Красенская, 1920-е гг. - обстоятельства ее выезда из России и дальнейшей жизни пока не установлены, хотя имеются нуждающиеся в проверке сведения о ее трагической гибели во время войны на занятой немцами территории России

UPD. Новое музейное открытие удачно дополняет этот ряд женских лиц ещё одним, четвёртым, поколением со стороны прошлого. Перед нами портрет матери Лидии, бабушки Натальи и прабабушки Нины - Аграфены Кононовны Милюковой (ур. Обернибесовой, 1802-1863), жены Н.П.Милюкова и матери его детей, включая сына Арсения (1847-1905), изображённого на этом портрете кисти Г.В.Сороки (1851):



В лице А.К.Милюковой присутствуют черты сходства как с её дочерью Лидией, так и с внучкой Натальей (особенно), и даже с правнучкой Ниной. Портрет этот хранится в Волгоградском худ. музее под названием "Женщина с ребёнком". Возможно, что точно так же в других провинциальных музеях находятся неопознанные портреты Красенских, Палицыных, Мошковых...

На этом семейно-историческая часть исчерпана, и я рискну немного выступить в несвойственной мне роли искусствоведа. Среди картин С.Ю.Жуковского, написанных в Островках, есть одна, заметно выделяющаяся в ряду прочих - Перед террасой (1912-13):



По-моему, эта работа - одна из визитных карточек Жуковского как художника и человека, где он выразил самого себя, своё художественное мировоззрение с максимальной ясностью. В картине много подчёркнуто декоративной живописности, что является следствием соединения в ней трёх наиболее близких художнику жанров: усадебного пейзажа, натюрморта, интерьера. Людей, к счастью, на ней нет - только что были и ушли за обрез холста; и не нужно их, ибо этот мастер, по-видимому, был глубоким мизантропом и когда зачем-то всё же пытался изображать человеческие фигуры, выходили у него какие-то ватные снегурки (см.: http://enzel.livejournal.com/424994.html). Чего никак не скажешь о его коллеге и приятеле Н.П.Богданове-Бельском, этом прирождённом жанристе, которому без людей было просто невыносимо скучно. Позволю себе высказать предположение, что картиной В цветах (1915) последний шутливо отвечает другу-художнику, обыгрывая при этом тему шали - уже не брошенной кем-то ушедшим на спинку кресла, а накинутой на плечи погружённой в чтение дамы:



Такая вот милая усадебная Россия - была и сплыла.

Правда, кое-что иногда всплывает. Например, этим летом начался ремонт усадебного дома, перевезённого из Островков в посёлок Овсище в конце 1920-х и стоящего теперь в пятнадцати километрах по прямой от своего изначального расположения на берегу озера Молдино (на которое открывается вид на картине Жуковского). Старания местных энтузиастов-краеведов привели к тому, что дом станет музеем трёх художников: Венецианова, Сороки и Жуковского, с той лишь оговоркой, что в их бытность он стоял совсем в другом месте.



эмиграция, photo, архив, культура, прошлое, семейный архив, imperium rossicum, генеалогия

Previous post Next post
Up