ИСТОРИК К.ШЛЁГЕЛЬ О ПУТИНЕ, ПУТИНИЗМЕ И ЗАПАДЕ
«Я убежден, что рассматривать его действия в нашей прежней аналитической матрице непродуктивно, то есть нельзя его мерить по нашему опыту и знанию советских функционеров. Важнейшая черта характера Путина - решительность. Не каждый может так бесстыдно лгать. Это нужно уметь. Многие полагают, что он этим обязан своему детскому опыту подворотен. Я не могу делать такие выводы, но то, что он говорит людям неправду прямо в лицо, не слишком привычно и для традиционной политической культуры, формировавшейся в противостоянии между Востоком и Западом.
- Но лгали и до Путина!
- Это политик нового типа. Опыт Холодной войны заставил нас привыкнуть к дипломатическим уловкам - формулировкам, что необходимо перепроверять. Но с дерзостью кому-то солгать в лицо - это уже прямая война. Представьте, что кто-то встает и говорит: «Я больше не принимаю их - ваши старые правила игры», - и бьет вас по лицу. К такому пока что трудновато привыкнуть. С такого ошеломительного жеста Путин начинает эскалацию конфликта, затеянного с целью доминирования. Вторая вещь впечатляет еще больше: несмотря на то что именно он начал агрессию, он публично представляет себя жертвой [западного мира]. Для всех российских СМИ важно не то, что происходит в Крыму или на востоке Украины, - они ведь и заняты другим: сведением счетов с американцами. Путин выступает как соблюдающий право обвинитель, идет ли речь о политике в Ираке или цитате Обамы о «региональной державе», которую настойчиво приводят в качестве примера унижения России. И хотя русские сами диктуют прямой военной силой правила игры, при этом они представляют себя жертвами - и это тоже эскалация с целью доминирования.
- Насколько хорошо Путин знает Запад?
- У Путина есть независимая аналитика, вскрывающая противоречия между западными странами. Он умеет углядеть слабости противника, поняв, что из них можно использовать. Это не имеет ничего общего с идеологическими убеждениями. Везде, где можно подставить подножку противнику, он это делает с незаурядным изяществом. Те, кто думают, что за этим всегда стоит идеология, заблуждаются. Это просто умение мгновенно анализировать ситуацию, в которую угодил.
- Это звучит по-наполеоновски.
- Я имею в виду интеллектуальное прощупывание, чем можно поживиться. Вокруг Путина - очень способная команда. В этом плане все обстоит совсем иначе, чем во времена Холодной войны, когда приходилось иметь дело исключительно с пропагандой. Запад был занят контрпропагандой, опровергая высказывания противоположной стороны - тоже чистую пропаганду. Теперь опровергать нечего. Никакой пропаганды, никакой правды - все лгут одинаково. Американцы лгут, и то, что мы, - так полагает команда Путина, - тоже лжем, вполне в порядке вещей! Мол, все лгут. Это нивелирование различия между фактами и фикцией оказывается одним из самых крупных достижений путинской силы. Это их программа. В отчетах его аналитиков можно прочесть, что война в XXI столетии будет выигрываться в основном информационным оружием. И это делается на профессиональном уровне: сформированы целые отделы, в задачи которых входит воздействие на противоположную сторону. Эта команда не дает отпор новым средствам массовой информации - она вступает с ними в игру.
- Что мы этому противопоставили?
- Запад был полностью сбит с толку. Как НАТО, которое было все время занято исключительно конвенциональным устрашением, хотя в мире давно уже шли иные, новые политические процессы, так и западная общественность была занята единственно лишь конвенциональной игрой, давая привычный «отпор пропаганде», хотя речь заходит о совершенно других вызовах: тезисе, что все де одинаково лживо либо одинаково правдиво. Однако это только завеса, за которой грубая сила принимает решения. Нельзя вернуться к старого стиля радио «Свобода» или к «Голосу Америки» - стилистике контрпропаганды. Нужно самим вступить в борьбу за правду! Работа сложная, требующая всех наших интеллектуальных сил.
- В голосе Путина слышится чувство превосходства. Вы там, на Западе, совсем изнежились. Это мы теперь самые сильные парни на школьном дворе. У вас нет шансов выиграть, вы давно не тренировались. А команда Путина - люди действия.
- Но мы действительно не привыкли к действиям. Мы все еще полагаем, что все должно решаться с помощью дипломатии, аргументов - с помощью дискурса без притязаний на превосходство. А он просто опрокинул стол. И это опрокидывание стола, за которым все сидели, старой дипломатии между Востоком и Западом, означает настолько сильный вызов нашему миру, его интеллектуальным и жизненным ценностям, что действительно знаменует конец послевоенной эпохи. Принятие и осознание этого факта ведет к обретению той уверенности в себе, что столь необходима сейчас Европе.
- Чем завершится этот поединок?
- Можно как угодно относиться к санкциям против России, но за этими санкциями кроется главный вопрос! Хватит ли у европейцев сил прийти к жесткому решению и последовательно соблюдать его? Если они отказались от военной операции, остаются только санкции… Выдержат ли они хотя бы санкции до конца? Чтобы это понять, необходим острый ум, и Путин им обладает. Он остро видит, насколько Запад сейчас слаб.
- Взгляд бойца, брошенный на своего противника и отметивший, что тот в плохой форме, - на него надо напасть сразу, потому что тот слаб?
- Что ж, совершенно верно». -
http://gefter.ru/archive/17472.
Но всё же аккуратность и политкорректность никуда не деваются. Опыт подворотен! Ха-ха. Опыт школы КГБ, милейший профессор. Но, конечно, гебист нового типа, что правда, то правда. Но до понимания, что дело не только и не столько в личности Путина, сколько в системе власти КГБ, именуемой чекистократией, с именно ей присущими особенностями, которые кажутся столь шокирующими - до этого пока не дошли, это сформулировать прямо ещё не получается. А что, собственно говоря, шокирует? Сочетание абсолютной лживости, наглости и цинизма. Но ведь это типичное поведение уголовника. Вы просто не имели дело с «партнёрами» и соседями - уголовниками, ловко притворявшимися до поры нормальными людьми - это, конечно, новый и захватывающий опыт. Не бровеносцы какие-то на мавзолее, а вроде как современные цивилизованные люди - но именно что вроде как. И тут вдруг оказывается... Следует также учитывать, что этому нахрапистому уголовно-циничному стилю соответствует и сочувствует подавляющее большинство жителей РФии, это и их стиль - советских людей новой формации, эрэфян.
А это - кто? Это - И.И.Сечин в 1990 г., ещё один "трудный подросток". Вопросы есть?