О работе и безработице на болгарском побережье (свое дело или малый бизнес).

Sep 28, 2014 21:00

Несмотря на все взлеты и падения свое дело для меня всегда остается самым интересным и перспективным. Нельзя сказать, что я всегда на гребне волны, как оказалось я могу так же барахтаться и под этим самым гребнем, но общая тенденция, скорее позитивная.

Единственно, что может омрачить прекрасное времяпровождение на море - это тотальное отсутствие денег и перспектив их хоть как-то заработать. Поэтому хочешь - не хочешь, а надо что-то делать.


Я расскажу немного об особенностях русского бизнеса с Болгарии. Опыт мой основывается на открытие нескольких заведений питания, иммиграционного бюро, а так же том ряде бизнесов, которые открывали тут наши бывшие соотечественники, с которыми мне удалось познакомиться, в частности, я говорю про «Березку» салоны красоты, а так же прочие заведения питания.

Скажем прямо, российского размаха я тут не наблюдал нигде. Болгария в разы беднее и вкладываться  в микробизнес тут очень опасно, просто потому, что может даже не получиться  окупить собственную самозанятость. Про инвестиции и их возврат: Вам просто надо в другую страну, если Вы инвестор. Болгария - это страна для комфортной жизни, а не для зарабатывания денег.

Основным критерием спроса в Болгарии является цена. А в России, все-таки, цена-качество. Здесь покупать массово будут только то, что дешево. Очень дешево. Если это ресторан, то цена должна быть ниже столовской, если магазин, то минимальная наценка на самую дешевую дрянь из Китая.  Забудьте про качество вообще. Постоянно забиты под завязку народные магазины «1000 мелочей». Люди идут туда «спестявать», что в переводе на русский означает «экономить».

Это не потому, что болгары прижимистые (хотя есть среди них и действительно такие). Просто у большинства из них очень маленькая зарплата, а расходов очень много.

Поэтому, мои блины с начинкой за 2 - 2,5 лева, например, не пользовались нужной популярностью, просто потому, что неподалеку была быстро-пицца за 1 лев или дюнер за 1,60. То, что сделаны они из продуктов, от которых у меня сразу начинал болеть живот (просрочку мяса дюнеры закупают в супермаркетах, а быстро-пицца состоит только из теста) абсолютное большинство покупателей не смущало. Просто не могут они себе позволить больше.

Другой не менее важной статьей расходов у болгар являются расходы на кофе и сигареты. В день обязательно надо выпить 2-3 кофе и выкурить пачку сигарет. При зарплате в 600 лева и стоимости пачки сигарет 5 лева у них четверть зарплаты уходит на курение. Три чашки кофе в день - это 1,5-4,5 лева, что в месяц выходит от 50 до 150 лева. И это все при зарплате в шесть сотен лева. Плюсуем коммунальные платежи от 50 до 150 лева. О, господи…  Да как они вообще выживают? Ведь надо же еще одеваться, есть, отдыхать, заправлять авто, мелочи всякие покупать, отдохнуть раз в год съездить (ах да, море же рядом).


Именно это следует учесть, открывая какой-либо бизнес на территории Болгарии. Очень низкая платежеспособность населения. Если и держать тут магазин, то только с самыми дешевыми товарами и минимально наценкой + постоянные промоции. Люди любят промоции, им кажется, что они покупают что-то дешевле.

Отдельное внимание уделить надо «цацкам». Статусные вещи по мега-дешевым ценам идут нарасхват. D&G за 20 лева - вот ключ к успеху. У Гиляровского это называлось «купить на грош пятаков». Так же весьма окупаются розничные точки в сезон на курортах. Но, не ждите и там сверхприбылей!

Резюмируя свои ошибки и ошибки тех из русских бизнесменов в Болгарии с кем я знаком, я бы хотел выделить несколько:
1)     Отсутствие достаточных ресурсов для поддержания бизнеса на этапе становления (самоокупаемость дольше, чем в России).
2)     Попытка сделать акцент на «цена\качество», а не на «цена» (это жестокий мир и здесь такие правила).
3)     Тотальная переплата за аренду (что такое 20 000 рублей за аренду в России? А в Болгарии - это очень много!!!)
4)     Завышенная наценка на товары. (Дешево!!! Все должно быть дешево!!!).
5)     Ориентация розничной точки на русских покупателей. (Их тут не так много).
6)     Попытка продавать что-то «национальное». Будь то китайское, австралийское или русское - неважно. (Болгары очень консервативны).

Мы для себя в конечном итоге  решили действовать следующим образом. Я веду бизнес в России, а Женька занимается бизнесом в Болгарии. Это позволяет разделить риски и продолжать хоть и одной ногой, но твердо стоять на болгарской земле. В Дальнейшем, когда форум активно разрастется еще на несколько стран ( Павел отлично прорабатывает Португалию, например), мы сможем перенести свою «вторую ногу» туда.

болгария, свое дело, убыточный бизнес, цена, дешево, ошибки предпринимателей в Болгарии, бизнес, болгарский бизнес

Previous post Next post
Up