Опять про музыку в кино

Mar 07, 2019 21:43

Уже не раз писала, что для меня зачастую удачно использованная или специально написанная для кино музыка потом живёт своей жизнью.
Я сейчас смотрю британский сериал «Пуаро Агаты Кристи», и вот в одной из серий, The Five Little Pigs, мне попадается музыка, которую я уже не раз слышала в других фильмах. Всякий раз она создаёт элегическое настроение печали о чём-то ушедшем, утерянном навсегда, что невозможно ни вернуть, ни забыть, как ни старайся. К сожалению, не могу кусок вырезать и сюда вставить из самого фильма:( Но музыка была настолько там к месту и казалась такой знакомой, что мгновенно потребовала, чтобы я нашла её автора, название и выяснила, где я её ещё слышала раньше.

Вот тут она звучит с 1:34 по 2:41 (хотя основная тема этой конкретной серии, которой начинается клип, тоже хороша, да и сама серия очень удачная, на мой взгляд):

image Click to view



Нашла, что это за музыка и чья - это Эрик Сати (1866-1925). «Гноcеанна № 1» (Gnossienne №1). Французский композитор, который надолго опередил своё время, ставший реформатором европейской музыки, который повлиял на многих своих соотечественников, начиная с Дебюсси и заканчивая Стравинским, Эрик Сати - предтеча и родоначальник многих музыкальных течений музыки XX века, таких, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. Был он человеком весьма эксцентричным, писал свои произведения красными чернилами и любил разыгрывать друзей. Свои сочинения он нередко называл провокационно и шокирующе: «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы», - а в одной его пьесе, «Досада», небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз.

В 80-х гг он создал несколько циклов фортепианных пьес, которые назвал собственным словом «гносеаннами», где использовал приём, который в последствие был популярным у многих композиторов-модернистов: для каждой пьесы он сочинял несколько - часто не более пяти-шести - коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу.

Позже он стал автором совершенно революционного направления в музыке, которое сам назвал «мебилировочной музыкой» (musique d’ameublement) - этакая ненавязчивая музыка, которая должна была звучать фоном во время приёмов, светских мероприятий, пока собираются гости и т.д. Сейчас мы можем слышать нечто подобное, когда ходим по супермаркету, выбирая товары, например:)

А если пойти ещё дальше, то по сути всё, что мы называем "фоновой музыкой" и easy listening, тоже ведёт историю от Эрика Сати и его "мебилировочной музыки". Сюда же, на мой взгляд, можно отнести и стили ambient, lounge и new age.

Эрик Сати, как и многие представители французской богемы того времени, был алкоголиком и любителем абсента. Так что не удивительно, что умер он рано, от цирроза печени. И надолго после смерти его музыка была предана забвению. Но во второй половине ХХ в. о нём вспомнили, и не просто вспомнили! Сейчас он один из самых цитируемых в кино авторов.

Например, только его «Гносеанна №1» звучит в фильмах:
"Пуаро Агаты Кристи"
«Шоколад»
«Танцующая в темноте»
«Разрисованная вуаль»
«Колетт» и многих других

Тут я выложу отрывок из The Painted Vail («Разрисованная вуаль»). Кстати, если не смотрели, то рекомендую. И ещё лучше - почитать одноименный роман Моэма.

image Click to view



А кто хочет помедитировать под Гимнопедии и Гносеанны Сати, вот тут целых 3 часа под прекрасный видеоряд - виды Парижа в картинах импрессионистов и экспрессионистов:

image Click to view

красивое, кино, музыка, любимое

Previous post Next post
Up