Интерьеры усадьбы РЯЗАНКА Семенова-Тян-Шанского, Липецкая область, Чаплыгинский район

May 22, 2016 01:57

Я буду время от времени делать репосты этого автора на эту, интересующую меня, тему - русская усадьба. Кто хочет - пролистывайте, кому интересно - смотрите и любуйтесь картинками, или поезжайте по этим адресам. Там у вас есть шанс увидеть что-то интересное, небанально провести день и помочь восстановлению русских усадеб.

Оригинал взят у deadokey в Интерьеры усадьбы РЯЗАНКА Семенова-Тян-Шанского, Липецкая область, Чаплыгинский район
Совсем недавно из Липецкой области пришла новость, имеющая полное право назваться эпохальной. Липецкому государственному педагогическому университету было присвоено имя выдающегося ученого, основателя Русского географического общества Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского.  ЛГПУ станет первым в мире учебным заведением, в названии которого увековечили память о достижениях великого русского географа.

Сейчас представители области совместно с деятелями науки, членами РГО и представителями культуры активно обсуждают вопрос о том, какие перспективы перед жителями области открываются благодаря переименованию университета. А мы, по случаю этой радостной новости, совершим очередное путешествие в Рязанку. Здесь находится Музей-усадьба Семенова-Тян-Шанского, который, в скором времени, имеет все шансы стать заповедником федерального уровня и крупным научно-культурным центром России.

В предыдущем материале об усадьбе  Рязанка  мы совершили прогулку по усадебному парку и осмотрели прекрасный деревянный дом Семеновых снаружи. Сегодня же, музей откроет для нас свои двери, а его гостеприимный и деятельный заведующий, Александр Александрович Богданов, проведет для всех уникальную экскурсию. Он расскажет нам самые интересные факты об экспонатах, связанных с Петром Петровичем, и обширной музейной экспозиции, которая собиралась по крупицам, поведает о том, как удалось сохранить усадьбу, и поделится с нами радостными новостями о возможных путях дальнейшего развития этого места.





Дата фотографий: 2016 год, 16 марта.



2. Гостевая комната.

Кстати, с наступлением тепла, Музей снова начал принимать туристов! Нет ни одного человека, который, побывав в Рязанке, не влюбился бы в это уединенное, живописное и абсолютно волшебное место.  Я рекомендую вам непременно включить визит в эту усадьбу в список ваших туристических направлений!



3.

Усадебный комплекс в Рязанке начал формироваться в конце XVIII века. Его история тесно связана с представителями таких знаменитых дворянских родов, как Бунины и Семеновы. Первый усадебный дом был построен здесь в 1790 году, именно в нем и родился один из самых известных представителей рода Семеновых - Петр Петрович. Первый дом не дошел до наших дней. Просторный деревянный дом, дошедший до наших дней, был возведен в 1830 году. Впоследствии его облик изменяли не только многочисленные перестройки и перепланировки, но и стихийные бедствия - пожары, и смена исторической участи, неоднократно происходившая на протяжении всего прошлого века.



4.

Наиболее кардинальные изменения планировки дома произошли в 1954 году. Именно тогда здесь открылся детский санаторий.



5.



6.

Александр Богданов так описывает нынешнюю планировку усадьбы:

«Сейчас планировка в усадьбе восстановлена в близком к оригиналу виде.  Во времена санатория перегородили большие комнаты временными перегородками и пробили сквозные двери по центру. Сейчас «чужеродные» двери только в топочную (та, что в центре без окон). Их пробили для «закольцовки» экскурсии.



7. Вторая гостевая комната.

Что касается точного предназначения комнат, то планов с названиями комнат не сохранилось, и мне пришлось восстанавливать предназначение комнат по описаниям в мемуарах П.П. Семёнова-Тян-Шанского и его сестры Наталии Петровны Грот «Из семейной хроники».



8.

Дворянские усадьбы, которые изначально предназначались для постоянного пребывания большой патриархальной семьи, как правило, делились на две части - зимнюю и летнюю. К первой относили в основном жилые комнаты, а также кабинет, библиотеку и т.д., а ко второй - по большей мере парадные «гостевые» комнаты, которые использовались лишь в тёплое время года. Исходя из этого, я выстроил такую схему (если двигаться против часовой стрелки): через центральный вход мы попадаем в прихожую (фото 13-15), из неё в гостиную (фото 16-19); далее - зал (фото 20-22) с двумя выходами на летнюю террасу. Здесь стояли печь и камин, которые в холодное время протапливались по мере необходимости. Южная анфилада из зала ведёт в детскую (в этой комнате дети занимались обучением и играли) (фото 27) и продолжается обширным кабинетом (фото 28-31), после которого идут две спальни. Вероятнее всего ближняя - спальня хозяина дома (фото 32-33), дальняя - тупиковая - хозяйки (фото 36).



9.



10. Топочная, здесь находилось 4 печи.

Возвращаемся в прихожую. У неё было три двери, правую я уже упомянул, левая вела в две детские комнаты. Ближняя комната, проходная - для мальчиков (фото 11), дальняя, тупиковая - для девочек (фото 12). Третья дверь из прихожей вела в буфетную, из которой шла лестница в мансарду  (фото 39)(там первоначально располагались 6 гостевых комнат) и был вход налево в топочную (фото 10). Возможно, ещё была дверь, соединявшая буфетную с кабинетом. В топочной находились 4 печи (по 2 с каждой стороны), которые   отапливали каждая по 2 комнаты. Из топочной был выход во флигель. П.П. Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах обозначает его как «половина старичков». Там жили дед и бабушка по отцу и бабушка по матери. Видимо, комнат было три: две в нынешней этнографической экспозиции (сейчас они не разделены коридором) и третья - нынешний рабочий кабинет. В более позднее время (когда была уничтожена обширная мансарда), как мне представляется, они стали гостевыми комнатами (Фото 2-9). В парадных комнатах полы были паркетными, а в жилых из некрашеных досок. До пожара 1882 г. стены комнат были оштукатурены и покрашены, после восстановления сгоревшего дома стены не были оштукатурены до 1917 г. и нынешняя имитация бревенчатого сруба внутри здания имеет под собой определённые основания. Межкомнатные двери были сняты в ходе реставрационных работ в 1990-е гг. Строители рассказывали мне, что на некоторых из них к тому времени ещё сохранились медные ручки в виде головы льва».



11. Проходная комната для мальчиков.

С планировкой усадьбы с помощью Александра Александровича, заведующего музеем и автором многочисленных книг и научных материалов о нем, мы разобрались. Далее, нас ждет увлекательнейшее путешествие в мир того, что составляет «душу» всей всего музея - в мир его экспонатов. Как и в большинстве музеев, расположенных на территории усадьбы, экспозиция в Рязанке состоит как из «родных», так и из привезенных сюда предметов, служащих незаменимыми связующими звеньями между экспонатами.



12. Комната для девочек.

Александр Богданов как никто другой знает историю всех экспонатов музея:

«Усадьба в конце 1917-го была полностью разграблена крестьянами. Ещё в 70-е годы ХХ века сотрудникам Липецкого областного краеведческого музея удалось найти и приобрести у местных жителей несколько предметов, принадлежавших Семёновым. Последний владелец Рязанки - Михаил Николаевич Семёнов смог вывезти в Раненбург, где он до 1928 г. преподавал музыку в местных учебных заведениях, фамильный рояль (фото 20-21).  После его отъезда в Москву, где он скончался в 1933 г., рояль находился в распоряжении музыкального кружка при районной больнице, затем попал в частные руки. Был выкуплен в 1997 г. и с этого времени находится в Рязанке. Сохранились фамильные портреты Семёновых, которые поступили в Рязанский музей в 1920-х гг. Сейчас часть из них находится в экспозиции и запасниках Рязанского историко-архитектурного музея заповедника, часть в Рязанском художественном музее (фото 20. 2 копии портретов в простенках)».



13. Прихожая.



14. Прихожая.



15. Прихожая. Вид на фонтан.

Огромную роль в создании музея и формировании музейного фонда играют прямые потомки рода Семеновых, с которыми администрация Музея поддерживает дружеские и партнерские отношения:

«Благодаря тесному сотрудничеству с потомками П.П. Семёнова-Тян-Шанского, проживающими в родовом доме в Санкт-Петербурге, за последние годы в музее появились десятки мемориальных предметов, которые принадлежали как самому П.П.Семёнову-Тян-Шанскому (письменные принадлежности, книги) (фото 38), так и членам его семьи (личные вещи, посуда, открытки, книги) (фото 23-26).  Большинство родовых портретов, расположенных в экспозиции являются копиями, подлинники же находятся в фамильном музее Семёновых в Санкт-Петербурге. Потомки Петра Петровича, можно сказать, предоставили неограниченный доступ сотрудникам музея к фамильным реликвиям.



16. Гостиная.



17. Гостиная.

Говоря о музейной экспозиции, Александр Александрович замечает, что экспонатами, связанными с жизнью и научной деятельностью Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, можно заполнить не только его бывший усадебный дом площадью в 500 квадратных метров, но и еще одно большое здание.



18. Гостиная.



19. Гостиная.

К сожалению, у Музея существует и ряд проблем, разрешение которых в ближайшее время является предметом острой необходимости. В бывшем усадебном доме Семеновых уже более 20 последних лет отсутствует стационарное отопление. Данная неприятность не только вызывает риск порчи уникальных экспонатов, но и полностью ставит «крест» на работе музея в период с конца осени до начала весеннего тепла.



20. Зал, в котором находится фамильный рояль Семеновых.



21. Зал.

Любопытным фактом является то, что Рязанка - единственная усадьба во всей Липецкой области, в помещении которой находится музей. Планы по открытию музейной экспозиции существуют и в липецкой усадьбе Скорняково-Архенгельское, однако, на сегодняшний день Музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского является уникальным историко-культурным центром.



22. Зал. Здесь стояли печь и камин.



23. Посуда, принадлежавшая членам семьи Семеновых.

Благодаря активной просветительской деятельности Александра Богданова, огромному труду сотрудников музея и поддержке местных активистов - представителей разных структур, на Рязанку обратили внимание федеральные власти. 27 апреля 2015 г. председателем Попечительского совета Русского географического общества Владимиром Владимировичем Путиным Липецкому отделению РГО был вручён грант на создание концепции федерального музея-заповедника «Родина П.П.Семёнова-Тян-Шанского». Работа над данным проектом была успешно реализована.



24.



25.

Однако, никто из заинтересованных лиц не собирается останавливаться на достигнутом. В настоящий момент идет активное обсуждение дальнейшей судьбы усадьбы. По словам работников Музея, существует вероятность того, что скоро усадьба станет заповедной территорией, что откроет для туристов новые возможности для отдыха и туризма.



26.

Присвоение ЛГПУ имени самого известного владельца Рязанки также, безусловно, сыграет положительную роль в дальнейшем развитии усадьбы. ВУЗ планирует активно сотрудничать с РГО и администрацией музея. А это может говорить только об одном - скоро здесь будет проводиться еще больше культурных, научных и образовательных мероприятий регионального и федерального уровня. Постепенно усадьба великого ученого снова станет известным культурным и научным центром России.



27. Детская.

Интересен шкаф конца XIX в., который принадлежал соседям Семёновых, князьям Кропоткиным, имение которых находилось в паре километров от Рязанки в селе Урусово. Шкаф поступил в экспозицию музея-усадьбы из Урусовской школы, которая была открыта в 1918 г. в имении Кропоткиных (фото 28-31). Вся остальная мебель приобреталась в антикварных магазинах и у частных лиц и относится к периоду конца XIX - начала ХХ вв».



28. Шкаф в кабинете.



29.



30. Шкаф Кропоткиных из усадьбы Урусово.



31.



32. Спальня хозяина дома.



33.



34.



35.



36. Спальня хозяйки дома.



37.



38. Письменные принадлежности и книги, принадлежавшие П.П. Семёнову-Тян-Шанскому и членам его семьи.



39. Мансарда, здесь первоначально располагалось 6 комнат.

Ссылки

1. Исторический квартал. Выпуск 5. Усадьба Рязанка. Владельцы и их окружение. А.А. Богданов, 2015 год

близкое, рукотворное, странствия, Россия

Previous post Next post
Up