Как же я ругаю себя теперь - всё потом, да потом, а потом-то и не случилось. И не одна я так, немногие не поленинись и расспросили и записали детали - что, где, когда, о тех событиях, что рассказывали ныне ушедшие родные и близкие.
Да, рассказов обстоятельных и не было, не любили фронтовики рассказывать о войне. Но какие-то ситуации, эпизоды, мало, но вспоминались.
Особенно когда они встречались у нас и, сидя за столом, с "наркомовскими 100 грамм", волей-неволей начинали вспоминать что-то.
Вчера вот вспоминала последнюю встречу отца со своим фронтовым другом Константином Ивановичем Зелениным в 1994 году. Он всегда к нам приходил, когда в Москву по делам приезжал.
Вчера же вспоминала, как отец рассказывал о своей «Куриной слепоте», что случилась с ним по дороге на Сталинград. Не только ранения на войне с людьми случались. Отчего, почему у молодого здорового 19-летнего парня такое могло приключиться, не спрашивала. Недавно только сама связала последовательность событий - под Сталинград отправили из Гороховецких лагерей. Узел для подготовки и переформирования различных военных соединений.
У поэта-фронтовика Бориса Слуцкого есть строки, которые все дадут понять самому.
"...И вот возникает запасник, похожий на все запасные полки,
На Гороховец, что с дрожью по коже вспоминают фронтовики
На Гороховец Горьковской области (такое место в области есть)
Откуда рвутся на фронт не из доблести, а просто, чтоб каши вдоволь поесть..."
Просто голод и нехватка витамина В, всего-навсего…
Немцы почти непрерывно бомбили передвигающиеся войска и при одной такой бомбёжке убило обозную лошадь.
19-летний парень вряд ли бы догадался, но на счастье рядом был опытный боец, с Финской воевавший. Он вырезал у лошади печень и сырую, ещё тёплую, заставил отца есть. Съел сколько смог, остальную часть завернули и убрали, её уже ели потом жареную на костре. Через 2 дня отец «прозрел».
Сычев Евгений Иванович, 1922 г.р., 1941 год.
Другой эпизод, что всегда вспоминал отец и его боевой товарищ при посиделках - это как они несколько часов, до темноты, просидели по шею в воде в Днепре. 3 бойца выполнили боевое задание восстановить порванную обстрелом связь, добрались со своей катушкой до командного пункта, связь восстановили. А на обратном пути «кукушка» немецкая! Снайпер, не обойдёшь, не уничтожишь своими силами. Загнал их в плавни. Посидели до темноты, а потом тихо-тихо, стараясь внимания не привлечь, выбирались. Но все 3 живы и с выполненным боевым заданием.
«И самое удивительное, что никто из нас потом ни чихнул, ни кашлянул, во как организм мобилизовывается в экстремальной ситуации», - завершал рассказ отец.
Этот эпизод был, как-бы, сам по себе до тех пор, пока «Наградной лист» на сайте "Подвиг народа" не нашёлся.
И этот эпизод скрыт за словами «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг», за что
«Тов. Сычев достойный Правительственной награды орденом «Красная звезда».
Жаль, мало помню, многие детали стёрлись из памяти. Пытаюсь теперь хоть что-то записать, чтоб и внуки знали, что был у них такой прадед.
Ну, и тут пусть будет. Я ж всегда тут отца вспоминаю 9 мая.
С Праздником! С Днём Победы!