Первые шаги

Nov 16, 2010 00:00

Не секрет, что система образования в наши дни терпит глубочайший кризис. Это выражается и в падении год от года средних результатов олимпиад школьников, и в понижении уровня культуры молодежи, и в росте количества беспризорников и преступников среди несовершеннолетних. Да о каком образовании может идти речь, если те, кто в школе действительно стараются учиться, попадают под осуждение сверстников! Что привело к этому, как улучшить существующую методику преподавания?

Начать следует с корректировок в методике обучения. В первую очередь, надо учесть особенность восприятия информации нынешним поколением - это работа с образами, хорошо развитая благодаря общедоступному телевидению, а также интернету. Значит, в подаче учебного материала нужно использовать как можно больше наглядных образов, ярких демонстраций, приведений аналогий. Возможно, следует даже обучать школьников мнемотехнике - запоминанию через образы. Это поднимет интерес к материалу у детей всех возрастов: одно дело, когда ты читаешь сухой текст конспекта, а совсем другое - когда ты еще и видишь, как вся эта теория выглядит на практике. Помимо этого, в старшие классы (начиная с 8 и по 11 включительно) следует приглашать представителей разных профессий, чтобы они в течение нескольких занятий рассказывали о своей специальности, отвечали на вопросы заинтересовавшихся. Важно не пропагандировать те или иные профессии, а показать их суть. Возможно, если слушатели проявят особый энтузиазм - сводить их непосредственно на место работы понаблюдать за процессом, а может даже попробовать сделать что-либо. Гораздо лучше, если ещё, будучи учеником, человек поймет, что ему не нравится, предположим, быть врачом, чем он осознает трудности этой профессии и свою неприязнь к ней учась в мединституте. Подобная практика поможет детям осознанно определиться с выбором будущей работы и избежать того, что мы сейчас часто наблюдаем, - человек учится-учится 5 лет, а потом работает 2 года по специальности, бросает это дело и продолжает искать себя дальше.

Второй важной задачей является обучение детей грамотной работе с информацией. В современном мире, перегруженном лишней информацией, все труднее выделять важное, объединять обрывки важных сведений в целое, мыслить аналитически. Особенно это необходимо при работе в интернете, который становится основным источником справочной, учебной и другой информации. Поэтому следует обучать детей умению извлекать самое полезное из разных источников, обобщать это, анализировать и делать самостоятельные выводы.

Следующее, что нужно сделать, - позволить к 10-11 классу ученикам самим выбирать предметы для углубленного изучения, потому что к этому возрасту у школьников уже сформировались представления о различных специальностях и выделились основные сферы интересов, а значит, что они уже в школе могут начать готовиться к будущей профессиональной деятельности. Это резко увеличит производительность и качество образования школьников, так как. они будут заниматься предметами с особой тщательностью, и не будут тратить время на науки, которые им не нужны. Например, одаренные математики часто страдают из-за «террора» со стороны преподавателей литературы, которые заставляют их «выжимать» из себя строчка за строчкой творческие работы на разнообразные темы. Думаю, что знаний, полученных школьником по базовым дисциплинам до 10 класса, должно хватить им для полноценной работы в своей сфере. Но это не значит, что в школах надо предлагать комплекты дисциплин, как это делается сейчас (гуманитарные, физико-математические классы и т. д.). Речь идет именно о выборе конкретных дисциплин. С выбором могут помочь непосредственно учителя или представители разных профессий.
Также необходимо сделать более значимой роль психолога в школе. В том виде, в котором психолог существует там сейчас, эффективность его работы чаще всего сводится к нулю. Следует либо давать более обширное образование в области психологии классным руководителям, либо хотя бы закреплять по куратору-психологу за каждой параллелью классов. И ему стоит принимать активное участие в жизни оной. Формировать внутри классов комфортную командную обстановку, помогать ученикам с решением их личных проблем (алкоголизм в семье, первая любовь и прочие проблемы, касающиеся в основном переходного возраста).

Надо сказать о том, что еще в школе важно выявить, к чему школьник имеет склонность, предрасположенность, какое дело он сможет полюбить и в какой сфере добьется максимального успеха. Вы можете сказать, что большинство представителей современной молодежи не хотят ничего, только бездельничать и получать за это деньги. Возможно, это так, но только на той стадии, когда человек не знает, чем он хочет заниматься. Пока интерес к определенной работе не захватит подростка, он не захочет работать. Также большой проблемой является то, что все сейчас метят в вузы, желают овладеть престижной профессией. Но где мы будем брать простых рабочих? А тем временем из вузов выпускается несметное количество юристов, экономистов, которые имеют большие проблемы с трудоустройством. Следовательно, в школы надо приглашать не только представителей популярных профессий, но и простых и необходимых. Дальше каждый сам выберет, куда ему идти. Ученик может выбрать и минимальную базу знаний, с которой он точно справится, но тогда его нужно предупредить, что он может рассчитывать максимум на работу охранником, дворником, водителем и т.п.

Итак, если процесс образования станет действительно интересным и учитывающим все особенности психологии современного школьника, то стремиться к знаниям не будет постыдно. Вряд ли кто-то станет тогда называть отличников «ботаниками» и «зубрилами» (что, в лучшем случае, мы можем наблюдать сейчас). - Ты не сделал домашку?? - в ужасе будут спрашивать своих одноклассников ученики будущего.

По моему мнению перечисленные шаги - это минимум который надо вводить в оборот уже сейчас.
Образование - та сфера, которая требует постоянного развития, ибо от неё зависит наше будущее. Система образования должна развиваться вместе с обществом, а если сейчас оставить всё, как есть, то недалек тот день, когда большинство людей погрузится в мрак и неграмотность.

конкурс

Previous post Next post
Up