Внезапно книжное

Apr 12, 2016 10:40

Упоминания книги "Зулейха открывает глаза" несколько раз попадались мне, эм, на глаза, но я листала дальше, не уделяя им должного внимания. До тех пор, пока не удосужилась ознакомиться с сюжетом.

-- Роман "Зулейха открывает глаза" начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь.
Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши - все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь.
Всем раскулаченным и переселенным посвящается. --



Вопрос "Читать или не читать?" тут же отпал сам собой: я с большим удовольствием проглатываю всё, что пропитано антисоветчиной, спасибо Улицкой и Рубиной. Из всего многообразия книг, представленных современному читателю, я однозначно выберу постмодернистский анти-совок. Почему? Будем считать, что меня так воспитали. Или я сама себя воспитала. В процессе чтения меня накрывает волной праведного гнева и - одновременно - жгучей обиды за то, что сто лет назад в моей стране начался такой невероятный, гнусный позор.

Я не назову "Зулейху" выдающимся произведением, потому что я не литературный критик, а вкусы мои ограничены, повторюсь, женским постмодернизмом (хотя пару лет назад я с невероятнейшим удовольствием прочитала "Крещённых крестами" Кочергина), что, по-мнению некоторых, даже постыдно. Бабья литература, то-сё. Но о вкусах фломастеров, как известно, не спорят :)

Вернёмся к "Зулейхе". Однозначный плюс - это лёгкий слог, книга читается невероятно мягко, нет ни одного места, на котором можно запнуться. Второе, на что хотелось бы обратить внимание - это кропотливость, с коей воссоздан не только быт татарского крестьянства, но и психология простого, я б даже сказала, примитивного деревенского человека женского пола, чьё мировоззрение зиждится на законах Корана, языческих обрядах и убеждениях чуть сложнее тех, согласно которым мир стоит на трёх слонах и черепахе.

Основная мысль романа - на поверхности: новоиспечённым советским властям одинаково мешали и городская интеллигенция - врачи, учёные, художники, композиторы, преподаватели, и трудолюбивые крестьяне со всех уголков необъятной экс-империи, поэтому в холодных тёмных вагонах на пути к Светлому Социалистическому Будущему все оказались неожиданно равны. И здесь мне нужно покаяться: так уж вышло, что я, будучи прямым потомком раскулаченных крестьян экс-Смоленской губернии, больше сочувствую городским жителям: то ли от того, что приспособиться к новым условиям им было значительно тяжелей, то ли от того, что примитивное мышление крестьян и оголтелый патриархат вызывают у меня отторжение. И какова же была моя радость по поводу того, что сын героини (СПОЙЛЕР!) в итоге проявил интерес не к суровому мужскому труду, но к языкам, медицине и живописи. Художники и поэты, конечно, в хозяйстве бесполезны, но не забавно ли, что крестьянский сын, родившийся и выросший на холодных берегах Ангары в трудовом посёлке, начавшемся с землянки, тянется к пище духовной, фактически отвергая тем самым насаждаемые сверху пролетарские ценности? Его мать, пройдя путь от пугливой татарской дикарки до угрюмой советской женщины, до конца не расстаётся с своей сутью: она не проникается интересом к окружающей действительности и даже не стремится обучиться грамоте. А вот перед сыном её открыты все дороги - насколько это возможно в середине сороковых прошлого века.

Ещё один персонаж - комендант Игнатов - не особо мне симпатичен, потому что суждения его, хоть и отличаются кардинально от мыслей Зулейхи - столь же примитивны. Где-то на середине повествования я начала ожидать от него разочарования в советских идеалах (с рыданием, заламыванием рук и КАК Я БЫЛ НЕПРАВ!), но ещё позже поняла, что спектакля не будет. Что он там на самом деле себе думал - автор не сообщает, оставляя пикантную недосказанность.

С заключениями у меня всегда было плоховато, мысль скачет от меня прочь, поэтому я не знаю, как можно было бы закончить эту заметку. Вероятно, следует порекомендовать "Зулейха открывает глаза" тем, кто как и я неравнодушен к анти-совку :)

литература

Previous post Next post
Up