Алгебра и гармония

Dec 17, 2010 17:25

 
У меня с математикой не сложилось, и взаимно. И с математикой, и с учителями математики. Поэтому мое мнение можно считать объективным и незаинтересованным - ни в каких сердечных отношениях мы с этим школьным предметом не замечены.

Но именно о школьной математике я в последнее время часто думаю и вижу, что люди к ней очень несправедливы.

Традиционно считается, что больше всего нравственный потенциал у таких предметов, как литература и история. Это де уроки жизни. А математика… ну, считать все должны уметь - это об арифметике. И, поднатужившись, - математика это логика, логика в жизни нужна.

Логика действительно штука полезная. А все же, я считаю, самые важные уроки нравственные, жизненные - можно получить именно на школьной математике.

Именно на математике мы узнаем, что у задачи бывает рациональное решение. Что у задачи в принципе должно быть решение, и даже не одно - на каком еще уроке это скажут? Что решение может быть красивым, что оно тем красивее, чем проще (а и в жизни, если вдуматься, ложь сложна и запутана, а правду узнаешь по простоте линий). Что если задача поставлена - она может быть решена в рамках имеющихся знаний («Бог не дает испытания не по силам» - разве это не о том же самом?). Это только то, что первое приходит на ум.

И наконец - на каком другом уроке ребенок может искать и найти истину и обрадоваться, что он сам! эврика! нашел! Всего-то, кажется, задачка сошлась с ответом, яблоки уравнялись с ящиками, а если вдуматься? Были вложены умственные силы, душевные силы - собраться, подумать, привлечь волю и внимание. И, как награда за труды - верное решение, заветные цифры после «равно». Нет, в самом деле, разве литература может дать подобный опыт торжества духа над косной материей? На истории и литературе мы учимся на чужом опыте (тоже не последнее дело), на математике - мы сами этот опыт создаем. Что такое строгость мышления? Не сошлось - вернись по своим следам, найди ошибку и все исправь - это ли не важный жизненный опыт?
Все это есть в школьной математике, ежедневной, привычной. Но даже сами учителя вам этого не расскажут. Привыкли: логика, причины-следствия, устный счет… И только, может быть, потом, лет через двадцать, упершись носом в задачку, заданную жизнью, мы вспомним вдруг школьные уроки, примем проблему за икс, сократим лишнее и со сдержанным торжеством выведем красивое, верное решение.  
Previous post Next post
Up