May 01, 2010 00:05
Если ты молчишь, то тебя как бы нет (в качестве эпиграфа)
Читаю о женском движении в Румынии. в середине 90-х годов румынские исследователи решили провести опрос лидеров и активисток женских НКО по проблема женщин в Румынии и о деятельности самих НКО.
Каждой из 50 женских организаций в Румынии в сентябре 1995 года был выслан опросник, в котором было 4 блока вопросов в общем на 5 страницах.
Ответ был получен не от всех организаций, и в феврале 1996 года рассылку повторили для неответивших. Итог - собраны опросники от 29 организаций, что составляет 58% от румынских женских НКО (Reproducing gender. Politics, publics and everyday life after socialism. P. 308). остальные по тем или иным причинам от участия в опросе воздержались.
вопрос - как они занимаются общественной деятельностью, если в общем не способны (причины не имеют значения) сотрудничать даже с исследователями?
ситуация точь-в-точь российская. на конференции по российскому женскому движению в феврале 2010 года, говоря о количестве женских организаций и объединений, Наталья Дмитриева озвучила цифру 2000. К сожалению, я сама пока не могу найти точную цифру женских организаций в России на данный момент - статистика есть только на начало 90-х. Так что примем данные Дмитриевой в качестве опорных.
Итого, дано 2 тысячи женских организаций по всей стране. Знаем ли мы о них? Или хотя бы слышали названия? Кроме Солдатских матерей широко, пожалуй, нет. Чем они занимаются? На кого ориентированы? Зачем они? Как о них узнают клиентки? Насколько реальна их деятельность?
Рискну предположить, что если бы мы захотели опросить представительниц всех 2 тыс. женских организаций, то получили бы гораздо меньше заполненных опросников, чем коллеги из Румынии. И это касается не только женского движения, но и вообще всех гражданских объединений и инициатив. Как их изучать, если они невидимы?
Поэтому я пытаюсь ответить на вопросы о российском женском движении, анализируя тексты, отправленные представительницами НКО в публичную сферу по их собственной воле, а не по просьбе исследователей. О результатах сообщу, как только они появятся во всей полноте. Сейчас кое-что лишь слегка обозначилось.
Вывод из всей этой исследовательской ситуации вполне практический - чтобы быть успешным в политическом пространстве, нужно действовать. Главное действовать. И, конечно, необходимо сочетать в себе принципиальность и гибкость. Только одно из этих двух качеств успеха не приносит. Необходимо сразу два одновременно. И еще очень важное и необходимое - без пиара общественных проектов не обойтись. Он должен быть грамотным и целенаправленным, а не внезапным и авральным.
гражданская активность,
исследования