Пишу текст для сборника конференции "Российское женское движение: вчера, сегодня, завтра". Основная мысль тезисов - современный кризис женского движения в России, имеющего, ктстати, неплохую историю успеха в 90-х гг., свидетельствует о необходимости перехода на новый этап развития с опорой на новую стратегию, поскольку прежняя стратегия уже не работает в новых институциональных условиях.
Да и женское движение сейчас уже не то, что было 20 лет назад - активистки стареют, энтузиазма все меньше, информации об их деятельности практически нет, финансирования практически нет, сотрудничать с женскими организациями по-настоящему никто не хочет, как в общем и с другими гражданскими объединениями вообще.
Иными словами, состояние женского движения в России отражает состояние гражданского общества в стране. Оно вроде и есть, но как-то слабо себя проявляет, вроде и нужно всем, но все обходятся без него. В итоге имеем в России то, что имеем - много проблем, пассивность населения и постоянное ощущение, что нужно что-то менять, потому что так жить уже невозможно.
В тезисах я предлагаю несколько вариантов активизации российского женского движения, среди которых выход в публичное пространство, привлечение внимания к проблемам женщин (коих, я уверяю вас, много, но они практически не озвучиваются) через "отдельные случаи" и использование других возможностей.
Как раз пункт привлечение внимания через "отдельные случаи" заставил меня задуматься о примерах - какие случаи женское движение могло бы использовать для привлечения внимания общества и государства к проблемам женщин?
Первое, что пришло в голову автоматически - дело Светланы Бахминой, которое могло привлечь внимание общественности к содержанию женщин в тюрьмах, женщин с детьми, беременных женщин, а шире - вообще к положению заключенных в российских тюрьмах. Ведь это, в общем, тема и для женского движения.
Однако "дело Бахминой" в публичной сфере обсуждалось как дело ЮКОСа и шантажа беременностью. Воинствующая феминистка Мария Арбатова в весьма негуманных выражениях выступала против досрочного освобождения Бахминой. Меж тем инициативная группа граждан собрала почти 100 тысяч подписей в защиту Бахминой. Женское движение не сделало ничего, чтобы снять политический акцент с этого дела, хотя, думается, могло бы при желании организовать параллельную компанию в СМИ и Интернете.
Инициативу перехватили Арбатова и Новодворская. Новодворская предложила отпустить Бахмину в обмен на себя и в одном из интервью по этому делу заметила, "народ, не заступающийся за Светлану Бахмину, не заступается за самого себя" (
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1505225.html). Т.е. "дело Бахминой" не смогло объединить российское общество в представлениях о проблемах заключенных, потому что изначально позиционировалось как политическое, а не социальное. По политическим вопросам в нашем обществе еще долго не будет согласия.
Очень в тему будет реплика из блога в поддержку Бахминой: "зачем же Новодворская????!! Настолько одиозная личность теперь обычные люди,сочувствующие Бахминой как обычной женщине-матери,будут ощущать некое сомнение: если дело Бахминой поддерживает Новодворская,значит это очередная политическая игра. Новодворская никогда не была обычной женщиной. Она непонятна людям,потому что всю жизнь занимается "игрой в бисер" - интеллектуальными парадоксами,шокирующими формулировками,эпатажными симпатиями-антипатиями.Теперь несчастная Бахмина будет ассоциироваться с нею. И масса людей отвернется,раз такие "защитнички " появились." (
http://bakhmina.presscom.org/faq/43439.html).
Дело второе - "случай Александры Иванниковой", пытавшейся защититься от насильника и нанесшей ему смертельное ранение. В результате женщина оказалась под следствием. Казалось бы - отличный повод для женского движения инициировать разговор о защите прав жертв насилия и пределах необходимой обороны, а также о распространенности насилия в российском обществе. Это тема женского движения. Однако "дело Иванниковой" использовали совсем другие политические силы, обратившие внимание на национальность насильника. Иванникова принимает денежную награду от руководства ДПНИ за свой гражданский поступок (
http://www.lenta.ru/articles/2005/07/28/reward/). Да и при более внимательному обращению к делу Иванниковой выплывают странные обстоятельства, делающие это дело неоднозначным и далеко не в пользу Иванниковой. Например,
http://www.stihi.ru/2005/07/02-768. В общем, дело - грязь, как бы оно не трактовалось, потому что слишком много странного, нелогичного и неоднозначного. С этой точки зрения, использовать его для раскрутки темы насилия над женщинами - весьма сомнительная идея, даже если все было так, как описывает жертва-обвиняемая.
Дело многодетной матери Веры Камкиной, четырех детей которой поместили в разные детские дома, мотивируя это решение неспособностью матери обеспечивать должный уровень их обеспечения, могло бы стать одним из информационных поводов для женского движения поднять вопрос о семейной политике в России и об экономическом положении многодетных семей, большая часть которых находится за чертой бедности.
Цитата с форума "Вера Камкина. Отобрали четырёх детей": "По данным Росстата, количество детей, отобранных у родителей за неисполнение обязанностей по их воспитанию, возросло с 2557 в 2000 году до 5877 в 2008-м. Сейчас на рассмотрении Госдумы находятся поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Если поправки примут, помимо надлежащего воспитания, родители будут обязаны обеспечить ребенку «материальное содержание, в том числе обеспечение питанием, одеждой, обувью, жильем». Еще одна поправка, в Семейный кодекс, вводит ускоренный порядок рассмотрения судами дел о лишении родительских прав - до истечения месяца со дня поступления заявления. Подобных дел может оказаться слишком много, прогнозирует «НИ» Марина Ожегова из «Много деток - хорошо!»: «В России 80% многодетных семей находятся за чертой бедности. Многим за долги по ЖКХ отключают газ и электричество».
http://www.newizv.ru/news/2010-02-15/121813/ " (
http://www.forum.mista.ru/topic.php?id=461962&page=1).
Однако шумиха в прессе поднялась не столько в связи с самой проблемой многодетных семей, детей из которых проще с экономической точки зрения поместить в детский дом, чем воспитывать родителями, а в связи с медиа-фигурой Павла Астахова, детского омбудсмена. Что бы ни делал Павел Астахов, это активно освещается в СМИ, потому что это Павел Астахов. Так и дело Камкиной, наряду с делом Рантала, превратилось в пиар Астахова, а не в проблему, против которой выступает российское женское движение.
Это только несколько примеров "отдельных случаев", ставших известными благодаря СМИ, но случаи, которые женское движение никак не использовало для привлечения внимания к проблемам женщин и не только женщин в России. Сколько случаев не получили публичной огласки, несмотря на их значимость - случаи нарушения трудового законодательства в отношении беременных женщин и женщин с малолетними детьми, например. По словам экспертов, грубое нарушение законодательства работодателями остается незамеченным структурами власти, даже когда имеются неоспоримые факты.
Вывод - нужно использовать имеющиеся возможности, чтобы быть "видимыми" в публичном пространстве общества, сделать "видимыми" проблемы, которые волнуют. В общем, тут борьба дискурсов, в которой никогда нет окончательно выигрывших и проигравших.
Про законопроекты о запрете абортов, о введении в школьное образование курса основ православия и препятствии со стороны РПЦ курсам полового воспитания как о губительных для развития демократических ценностей в российском обществе я писать в этом посте не буду, потому что это отдельная тема. Но это тоже темы, которые активно должно поднимать в публичном пространстве именно женское движение.