"Декларация смерти" vs. "Будущее"

Jun 12, 2021 21:10


Квартира в 8 кубометров,
Таблетки для счастья и спокойствия.
И так - целую вечность.
(хокку о будущем Глуховского)
На каком-то книжном сайте в комментариях к обсуждению книги Джеммы Мэлли "Декларация смерти", которую я совсем недавно прочитала, мне попалось мнение, что "Декларация" - это детский вариант романа Дмитрия Глуховского "Будущее". Мнение меня заинтересовало, и я прочитала и этот роман тоже. Ну что же, да, я присоединяюсь к мнению, что "Будущее" - это намного более взрослая и жестокая книга, построенная на похожей идее о бессмертном человечестве, в котором на государственном уровне осуществляется контроль рождаемости. Местами "Будущее" даже на мой взгляд уж слишком брутально, уж слишком извращенно, уж слишком напичкано чернухой, но тем не менее, почему-то именно в это "будущее" сверхперенаселенной Европы верится больше, чем в пасторально-английское будущее из "Декларации". Я не рискну рекомендовать эту книгу, она действительно очень жестокая и кровавая. Но я сама прочитала с интересом. Глуховский пишет хорошо, много интересных описаний и сравнений, поворотов сюжета...

И хотя книга Мэлли - это всего лишь первая часть из трилогии, переведенная на русский язык, я все равно хотела бы немного сравнить главных героев двух этих антиутопий: Анну Кави и Яна Нахтигаля и сами антиутопии. (осторожно, под катом спойлеры!)




Удивительно, что при всей моей любви к антиутопиям, я до сих пор ничего не читала у Глуховского, даже известную серию "Метро". Пожалуй, теперь после "Будущего" можно попробовать почитать "Метро", тем более, что это целых три книги, а значит, чтива мне хватит на какое-то время.

Аннотация к книге:

НА ЧТО ТЫ ГОТОВ РАДИ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ?

Уже при нашей жизни будут сделаны открытия, которые позволят людям оставаться вечно молодыми. Смерти больше нет. Наши дети не умрут никогда.

Добро пожаловать в будущее. В мир, населенный вечно юными, совершенно здоровыми, счастливыми людьми.

Но будут ли они такими же, как мы? Нужны ли дети, если за них придется пожертвовать бессмертием? Нужна ли семья тем, кто не может завести детей? Нужна ли душа людям, тело которых не стареет?
Утопия «БУДУЩЕЕ» - первый после пяти лет молчания роман Дмитрия Глуховского, автора культового романа «МЕТРО 2033» и триллера «Сумерки». Книги писателя переведены на десятки иностранных языков, продаются миллионными тиражами и экранизируются в Голливуде. Но ни одна из них не захватит вас так, как «БУДУЩЕЕ»

"Декларация смерти"
"Будущее"

главный герой
Анна Кави (фамилию узнает нелегально)
живет в интернате для "Лишних" - незаконных детей, из которых готовят слуг для Правоимущих. Из интерната сбегает
около 14-15 лет. Повествование от ее лица
Ян Нахтигаль (имя и фамилию получает только при выходе из интерната)
окончил интернат для незаконных детей, из которых готовят "Бессмертных", то есть людей, которые отбирают детей у нарушителей и вклывают им препарат, блокирующий бессмертие
Около 30 лет, то есть после окончания интерната он имеет опыт работы по "специальности"

место действия
Англия будущего. Все люди принимают препарат долголетия в виде ежедневных таблеток. Ресурсы становятся все более ограниченными, но не критично. Люди по-прежнему живут в уютных одноэтажных коттеджах. Незаконных детей ловят "Ловчие", от приема препарата можно отказаться и тогда иметь ребенка легально.
Общая Европа будущего (судя по именам - скореее Германия. Часть действия происходит в Барселоне), чудовищно перенаселенная, многоуровневая, соединенная башнями и трубами для переезда. У обычного человека есть куб со стороной 2 м в качестве жилища. Ресурсов критично мало, исторические постройки подмяты под небоскребы. Незаконных детей ловят "Бессмертные", разделенные на десятки

жизнь в интернате
Очень похоже на Ловуд из "Джен Эйр", но смешанный для мальчиков и девочек. Ужасно, бедно, сопровождается побоями, унижениями, наказаниями, но по сравнению с "Будущем" - там почти рай, из которого даже есть выходы: двери, окна...
Мужской интернат, три кольцевых этажа, вообще никаких окон, дверей. И то, что творится там, это ужасный ужас. И дедовщина, и насилие, и побои, и извращенные наказания. Выйти оттуда можно только одним способом - пройти все испытания и стать "Бессмертным".

родители
действительно нарушили закон, и более того, после тюрьмы родили еще одного ребенка. Анне удается бежать к ним. Но всю семью все-таки поймали Ловчие, и тогда оба родителя отравились на глазах у детей, потому что в этом случае они спасли обоих детей, отдав свою жизнь за них
незаконный сын Анны, жены Шрейера, одного из самых крупных шишек правящей партии, и Рокаморы, его политического оппонента. Анне вкололи препарат против бессмертия и она умерла еще до выхода Яна из интерната. Ян узнает, кто его отец, когда у него самого родилась дочь от Аннели, бывшей девушки Рокаморы.

любовь
трогательная первая любовь - Питер, который появляется в интернате, чтобы вытащить оттуда Анну.
Анна и Питер выбирают отказаться от препарата. Но что произойдет дальше в следующих двух частях - я не знаю.
Аннели, бывшая девушка Рокаморы. Очень сложные и запутанные отношения. Аннели беременеет двойней, и обоим родителям вкалывают препарат. Аннели умирает при родах, один из детей тоже погибает, и в живых остается только девочка и Ян. Он находит способ, как нелегально выслать дочку Анну из Европы, а сам распространяет вирус, который уничтожает бессмертие.

мир
мир весьма чопорный, похож на Англию. Все чинно, все прилично. Хотя есть не вполне легальные методы работы "Ловчих", или способы, как избавиться навсегда от нежелательного воспитанника интерната.
мир совершенно избавился от вопросов стыда и морали. В храмах бордели. В платных купальнях все голые и легко и непринужденно занимаются сексом со случайными встречными. Старики живут в резервациях, чтобы своим уродством не огорчать вечно молодых жителей

#92хокку, #этолето, книги

Previous post Next post
Up