"Гриффон" из пластики

May 30, 2020 20:15


Свершилось! В понедельник С. наконец-то закончил самый долгий творческий долгострой: он долепил из затвердевающей на воздухе пластики картину по мотивам герба Ростока. Процесс длился приблизительно с мая 2011 года до 25 мая 2020 года. За это время успели окончательно высохнуть два разных набора пластики, и долепил С. уже третьим, выписанным с Алиэкспресса в конце прошлого года. Стоит ли считать этот долгосрой "карантинным" проектом? Нет, на самом деле нет. С. возобновил лепку в феврале этого года до карантина. Процесс неплохо шёл под разговоры и нас двоих, и когда у нас в гостях были Дима и Ира или Наташа. Иногда С. лепил, а я сидела рядом и вязала/вышивала.
A propos, это уникальная картина уникальна еще и тем, что ее начал лепить кандидат химических наук, а закончил доктор физ.-мат. наук!




Почему именно герб? С. в некотором роде вдохновился расписными скульптурами грифонов, которые стояли тогда у нас в пешеходном центре города. Те, кто был в Берлине, наверняка, видели таких же расписных медведей. Ему очень нравился этот "персонаж". Единственное, что он какое-то время не мог выбрать технику и подумывал либо о картине, либо об обычном барельефе. Полную скульптуру он делать не хотел, т.к. скульптура никогда не была его любимым предметом в художке. Он поделился этими соображениями со мной, а я в свою очередь предложила сделать а ля картину и полимерной пластики. Как раз в то время я увидела в жж у Юлии с мехмата МГУ la_encantada несколько очень красивых картин из пластики с мельчайшими деталями, которые и побудили нас попробовать эту технику. Юля, кстати, является не только вдохновителем идеи лепить из пластики, но и одним из вдохновителей меня начать в 2012 году считать калории.
В самом-самом начале я тоже лепила вместе с С., но в качестве подмастерья, и мы быстро пришли ко мнению, что у такого творческого процесса должен быть один художник. Если по-честному, С. очень критично относится к своей работе (не только художественной), и мне не хотелось "огребать" за компанию за наши совместные огрехи. Хотя фактически я лишь смешивала цвета и катала колбаски для левого верхнего угла неба.
Герб мы решили сделать несколько интереснее: гриффон на фоне синего неба, выбеленное море, тонкая полоса пляжа и красная полоса маков. На маки нас вдохновила картина из шерсти, которую мы купили на Рождественской ярмарке в декабре 2010 года.
Герб, послуживший прообразом картины, выглядит так:



Со вспышкой при искусственном освещении уже на стене:



У нас сохранилось совсем мало фото в процессе, но вот эта фотография сделана 18 июня 2011 года и на ней сделано совсем-совсем немного. Это первое упоминание в "берестяных грамотах", на самом деле мы садились лепить вечерами по воскресеньям и по смутным воспоминаниям к тому моменту уже прошла пара месяцев медитационной лепки.
Лепить решили на готовом "холсте" 30х30 см на твердой основе из рукодельного магазина. Пластику мы тогда заказывали из Кореи по совету Юлии. Из этой пластики было слеплено начало: солнце, часть неба и язык (!!!) грифона. А потом ушло вдохновение, пластика успела вконец засохнуть. Второй набор пластики подарила нам Света У., причем придумала это сама. Мы привезли ту пластику из России (кажется летом 2012 года?), из нее С. слепил маки, волнорез, маяк, часть пляжа, пляжные "коробки" и лапы (!!!) грифона, а потом картина долго-долго лежала незаконченная. Но, как ни странно, за эти годы почти совсем не покрылась пылью.



Но пришло время ее долепить! Мы выбрали на Алиэкспрессе большой набор пластики, успели получить еще в конце прошлого года, а в этом году в феврале уже после своей хабилитации С. взялся за дело. Причем взялся целеустремленно, иногда каждый вечер делал по чуть-чуть, иногда, правда, делал перерывы на две-три недели. К пластике в нашем местном рукодельном был куплен набор пластиковых стеков для детского творчества. За годы простоя я их куда-то заиграла. Когда С. воспылал непреодолимым желанием доразродиться, я выдала ему пару инструментов для маникюра, которыми не пользуюсь. Ложечки потом нашлись, но осадок остался. Как в том анекдоте: "Через месяц Холмс все еще пролжал курить, а Ватсон уже не мог без трубки." Конечно, качественный китайский металлический инструмент не ровня пластиковым эрзацам! У пластиковых стеков все-таки есть небольшие облои и литники и они мешают. Под конец маникюрный резец стал продолжением рук С, он с ним буквально сросся. Ну и конечно, пришлось много работать руками. С. оставил множество своих отпечатков по всей картине.



Еще несколько фото в процессе (23 февраля):



Гриффон вырисовывается! Третий этап С. начал лепить с хвоста. Видно, что старая пластика на лапах отличается по цветам. К тому же лапы сделаны из уже порядком подзасохшей пластики, которую С. сначала успешно, а потом все более и более безуспешно размягчал водкой, оставляя "преть" в специальных маленьких конейнерах. С. долго думал, не стоит ли лапы "срезать болгаркой" и полностью переделать? Но потом решил произвести им upgrade, и вот тогда стало хорошо. На фото ниже видно часть сильно чумазого моря. Вот его он как раз и срезал, правда, вместо болгарки использовал лезвия для безопасной бритвы еще из тех времен, когда каждый знал, что дискета - это не стандартный компьютерный символ кнопки сохранения, а также знал как пользоваться аудиокассетами, и зачем к ним прилагается карандаш.



Готовый гриффон на полностью законченной картине. Тут видно, что лапы теперь не выделяются на фоне остального туловища. Некоторая их неровность даже хороша, т.к. вызывает ассоциации со сморщенными и пупырчатыми куриными лапками.



Участок картины, с которого все началось. Знали бы мы тогдашние, сколько это будет длиться и сколько человеко-трудостолетий на это уйдет, то даже браться бы не стали.



Солнце:



У гриффона вышли очень красивые объемные перья. С. до самого конца не мог определиться с концепцией, каким же должен быть грифон. Ясно, что объемным, но насколько и как лепить перья и шерстку? Можно же было просто сделать его монолитно желтым, а детали нанести стеком на поверхность. Он долго не решался взяться за сюжетообразующую фигуру композиции, но потом просто расслабился и решил импровизировать. Поэтому и начал с хвоста, чтобы можно было легко переделать. Новая пластика была свежей и мягкой и ее можно было еще долго "дорабатывать напильником" после нанесения, если что-то не нравилось. Минусом, правда, было то, что она имеет высокое сродство к себе подобным и перья часто слипались совсем не по замыслу создателя. Зато эти трудности не позволяли забыть могучесть живаго великорускаго языка. В общем, он был возмущен, обескуражен, разгневан, но вслух говорил совсем по-другому...



Объем есть и на крыльях:



Тело из "мышц" - это вышло спонтанно и это очень удачная находка! Сейчас уже закончив, С. считает, что тело можно было бы сделать и более анатомичным, например с проступающими ребрами. Но вроде и так вышло ничего.



Полосу пляжа С. серьезно додел уже этой весной, хотя в каком-то виде пляж был слеплен давно. На пляже стоят традиционные для нашего побережья "пляжные коробки", и есть волнорез из бревен и маяк в Варнемюнде.



К сожалению, у нас нет фото макового поля в том виде, что он лежало долгие годы, т.к. С. и его серьезно доделал и улучшил.



Море было лепить скучнее всего, но С. стойко держался и не заканчивал маки, пока не доделает море. Идея сделать бурунчики из скрученных спиралью колбасок на волнах затерялась на общем фоне "квантового супа" флуктуаций вакуума моря. Но с другой стороны на долю моря выпала наименее "гибкая" часть картины. Фактически издалека оно должно казаться белым и какие-то вариации в цвете и структуре ограничены.



"Гриффон" висит под "йога-часами" на стенке, разделяющей гостиную от кухни. Чтобы повесить, мы с помощью клеевого пистолета приклеили к обратной стороне толстую леску.



Сейчас после окончания С. говорит, что, основываясь на опыте, многие вещи можно было бы сделать по-другому и лучше, но переделывать он не согласится ни за какие коврижки. В общем мы очень довольны. Девять лет - это не шутки, и мы испытываем по этому поводу облегчение. А строителям и госприемщикам аэропорта Берлин-Бранденбург вообще должно быть стыдно!
Проект по своей длительности превысил даже рыбу Барселонетту из открывашек. Материал на рыбу я набрала в октябре 2011 года в Барселоне, а сделала ее за один вечер в начале карантина. А гриффон был начат в мае 2011 года, а закончен только в конце этого мая.

море, Росток, друзья, рукоделия, магазины, подарки, пришли гости, понравилось, моя семья

Previous post Next post
Up