Третий день Австралийского путешествия: "В парке MacDonnell Ranges"
19 декабря 2018 года, среда (440 км): утро на Point Howard Lookout - нац. парк West MacDonnell Ranges: Ellery Creek Big Hole - Serpentine Gorge - Nail Hargrave Lookout - Ochre Pits - Ormiston Gorge - Glen Helen Gorge - Mount Sonder Lookout - Alice Spring Coles - перегон с ужином и фотостопом до ночевки на обочине 4го шоссе.
Заглавное фото с "Большой водяной дыры" Ellery creek.
Карта маршрута дня:
Утро началось у нас в несусветную рань около пяти утра, когда солнце еще не встало. Но таков и был наш план для путешествия: жить как крестьяне до лампочки Ильича, т.е. ложится и вставать вместе с солнцем, потому что природные достопримечательности обычно не подсвечиваются другими источниками света. Эта установка не помешала нам пару раз побродить по полуночному лесу в поисках грибных комариков, но диких комариков по-другому не встретить. Ну и еще одна причина, почему мы предпочитали ночью спать, а не ехать на машине - это кенгуру и прочая братия, желающие нанести вред себе и нашей машине.
Несмотря на страшную жару в вечер до этого, сиднейская усталось помогла нам быстро заснуть. Важно было просто смириться с жарой и какое-то время не двигаться. При движении выделяется тепло и его количества было достаточно, чтобы стало еще жарче в условиях неподвижного раскаленного воздуха. А если минут 10 не двигаться, то жара становилась вполне терпимой. Предыдущий день и эта ночь были самым жаркими за всю поездку (+44,5). Дальше стало "холодать" и на почве наблюдались заморозки - сначала +42 (этот день), потом +39 (10 км вокруг Улуру), а в последующие дни столбик и вовсе не поднимался выше 36. Но, закаленные Балтикой, мы не мерзли!!! :)))
Пока я готовила завтрак, С. полетал в лучах восходящего солнца.
В хребте была дырка-промоина. Мы потом видели много таких. Это основной тип местных достопримечательностей и священных мест аборигенов. Обычно такие дырки были заполены водой, но по дну этой проходила дорога в неизвестное.
С. слетал в это неизвестное далёко, и оно было прекрасно и совершенно не жестоко, но зато холмисто и складчато.
Солнце уже встает выше ели, а значит, пора завтракать, делать прочие дела и ехать дальше.
На этом миникряже прямо рядом с парковкой росли очень веселенькие зеленые кочки.
Фото сделано по дороге на первую точку - ручей Эллери. Посещение этих многочисленных точек было удобным - как правило, надо было доехать и пройти пару-тройку сотен метров пешком.
Во всех особенно популярных для купания местах были спасательные круги. Как вы видите, на этом месте был просто аншлаг - там бродил целый человек (!) - какой-то хипповатого вида дед. Этот дед, а также еще две (семейные) пары человек путешествовали по парку по тому же маршруту, что и мы. Поэтому мы их встречали каждый раз, когда приезжали на новое место. Обычно, этот хипповатый дед и еще одна пара нам каждый раз улыбались, а другая испаноязычная пара угрюмо на нас смотрела. Наверное, они думали, что мы их преследуем. Вот что значит не сезон - можно было запомнить всех немногочисленных путешественников. Мы даже встретили одну пару на следующий день уже в другом месте в Кингс каньоне. Зимой народу точно больше, судя по фото, т.к. большинство туристов предпочитает более умеренные температуры.
Климат центра Австралии аридный, т.е. очень сухой, но регулярно там случаются сильные наводнения. Т.е. эти промоины возникают не просто так. Часто можно было видеть следы недавних бурных потоков. Очередное сильное наводнение прошло всего за три недели до нашего приезда, и я сидела дома и гипнотически созерцала метеорологические карты с затопленными участками дорог как раз в тех местах, куда мы собирались поехать и усиленно надеялась, что оно как-нибудь высохнет до нашего приезда. Так что нам повезло не только с температурой, но и с осадками.
Эллери крик - популярное место купания. Помимо деда оказалось, что в "водяной дыре", как такие штуки называются по-английски, самозабвенно плескалась-ныряла пара немцев. Мы тоже полезли, но не очень охотно. Цвет воды вызывал серьезные сомнения - она была темно-зеленой. На глубине уже чуть выше колена дна было не видно, по крайней мере в тени. Мы со своей Балтикой с кристалльно чистой водой уже отвыкли от таких водоемов, хотя в детстве ныряли и не в такое. Вспомнить хотя бы угольный карьер у моей бабушки или заброшенные очистные сооружения у бабушки С. Водичка оказалась неожиданно бодрящей. С раннего утра мы еще не успели нагреться настолько, чтобы прохлада приносила долгожданное облегчение. Именно прохлада вод таких дырок создает необходимый микроклимат для существования некоторых эндемичных видов животных, например, централийской древесной лягушки.
Парк МакДоннелл Рэйнджес - это довольно редкая возможность искупаться в центре Австралии. Часто купание на континенте строго запрещено по причине крокодилов и прочих опасностей. Мотивируя себя этим, мы залезли в воду, сплавали туда-сюда, но скорее для галочки.
С. решил запечатлеть нашу первую "дыру" с воздуха.
Он пролетел вдоль ущелья до самого конца. В этой узкой щели дул сильный ветер, а дыра была очень глубокой, ну и видимость в воде была почти нулевой. Если бы он напоролся дроном на скалы, то найти его уже вряд ли было бы возможно. Благо он поддерживал постоянный визуальный контакт. хотя смотреть на это в живую и уж тем более на видео было страшно. Видимо, опыт - сын ошибок трудных - нас ничему не учит!
В Австралии на каждом шагу встречаются геологические информационные щиты. Возможно, они встречаются даже чаще, чем этнографические. Количество и качество информации было очень приличным, а не как в Европе часто на дошкольном уровне. Австралия - ресурсодобывающая страна, может быть, таким образом они прививают детям любовь к геологии, как к стратегической области народного хозяйства?
На этом щите можно видеть, кем был Эллери крик до революции. 450-300 млн лет назад земля вздыбилась из пучин бассейна Амадеус в результате Элис-Спрингского горообразования (Alice Springs Orogeny). С тех пор все смешалось в доме Облонских и горизонтальные донные слои встали на попа. А потом все это великолепие выдуло и вымыло и осталось то, что осталось.
Следующим пунктом был Serpentine Gorge. Идти от парковки надо было уже чуть-чуть подальше около 700 метров по руслу временно пересохшей реки.
Сама дырка была менее впечатляющей по размеру, находилась полностью в тени, и про нее было известно, что аборигены считают ее опасной для купания по каким-то своим религиозным причинам. К тому же вода и дно там были еще больше поросшими тиной и вообще не манили к себе путешественников. Поэтому от купания мы воздержались.
Зато там тусовалась стая какаду. Чертяки были очень юркими и верткими и сфотографировать их было тяжело. Они по очереди слетали с деревьев, чтобы попить из лужи и улетали обратно. Вопили они при этом так, как будто кого-то режут. Если вам знакомо как кричат птенцы большой морской чайки во время кормежки, чтобы привлечь внимание родителей и получить больше еды, чем братья и сестры, то вы можете себе представить как эти птички поют.
Прямо в русле реки рос, по местным меркам, целый лес эвкалиптов или их родственников.
Это дерево напоминает нам кадры инопланетного корабля из "Чужого" или дерево из "Водного мира", которое росло на экскрементах на атолле.
Рядом с лужей был подъем на смотровую площадку наверх, с которой открывался вид на продолжение ущелья в одну сторону и долину между хребтами в другую.
Солнце уже раскочегарилось, и наверху стало ощутимо жарче.
На фотках, снятых широкоугольным объективом, получился вот такой вот странный градиент освещенности, хотя солнце светит почти точно из-з спины. У нас даже был с собой градиентный серый фильтр, но использовать его просто так в голову не приходило, а на предпросмотре из-за яркого солнца ничего не было видно.
По пути к следующей намеченной точке мы заехали на Nail Hargrave Lookout. Там для нас, помимо видов окрестностей с холма, припасли кое-что интересненькое, а уменно пункт усиления мобильно связи. Я про такие пункты читала, но сами мы их еще не видели. Малонаселенный центр Австралии aka Outback известен своей крайне плохой мобильной связью. Мы специально купили сим-карту Telstra, т.е. ОПСоСа с наибольшим покрытием, но и он много где в центре за пределами нас. пунктов ловил не особенно. Иногда была одна палка мобильной связи, а интернета не было совсем. Для экстренных случаев на дорогах страны расположены "концентраторы" - это высокий столб с отражателем, видимо, направленным на другой такой ретранслятор и фокусирующая тарелка. Предполагается, что страждущий интернетов встает в фокус тарелки и наконец-то начинает смотреть котиков, мемасики и видосики. У нас это как-то не заработало. Зато неожиданно раздали немного интернета метрах с трех сбоку от тарелки. Я даже предприняла попытку разместить фото пункта связи в инстаграм, но тут интернет раздавать перестали.
Солнце было еще далеко от зенита, поэтому предметы ожидаемо отбрасывали тень. Мы с удивлением заметили, что в полдень тени полностью исчезали. Уже потом в Германии мы прочитали, что Элис Спрингс и сам парк находятся точно на Южном тропике, а были мы там как раз в канун зимнего солнцестояния, т.е. в тот редкий период времени, когда такое возможно.
Следующим пунктом программы были охровые копи. Охра имеет очень важное значение в жизни и религиозных ритуалах аборигенов. Они обладают монополией на добычу охры в этой части Австралии, поэтому на информационных щитах туристов настоятельно просили не приближаться и не откалывать кусочки охры в знак уважения перед traditional owners (т.е. традиционными обладателями [этой земли]). Право добывать охру имели только мужчины, но женщинам со специальным разрешением тоже можно было. Аборигены смешивают охру с жиром эму и раскрашивают себя и скалы.
Охровые отложения расположены на обрывах по краям речного русла.
К самим копям можно подойти и потрогать или отломить кусочек на память, если вы не уважаете местных. Никаких заборов не было.
Слои донных отложений древнего внутреннего моря в результате поднятия и сбросов встали вертикально. Охра это смесь оксида железа и глины, там, где оксида железа больше - цвет темно-красный, а где практически только глина - почти белый. На сопроводительном инфощите было написано, что слои этих донных отложений достигали толщины в 10 км, потом произошло сильное поднятие с образованием горной системы типа Гималаев, а потом уже все было разрушено эрозией.
При поиске по слову "охра" в английской википедии выдается фотография именно этого места. Правда, когда была сделана съемка, выступы слева были существенно более величественными, но были потрепаны временем.
Наглядная демонстрация того, как вообще возникли эти параллельные складки, называемые хребтами МакДоннелла.
Так и не взяв ни одного кусочка охры на память, мы поехали в ущелье Орнистон. Там мы провели больше всего времени, излазив это ущелье в основном вдоль, ну и немного поперек.
Несколько "водяных дыр" этого ущелья находятся вдоль достаточно широкого русла ручья Орнистон. Видимо, в сезон дождей здесь течет мощный поток. Позже этот ручей сливается с другим и они вместе образуют реку Финк.
Первая дырка, в которой шумно плескалась англоговорящая семья. Мы решили пока отложить омовение и сначала пройтись по ущелью и осмотреться.
С. в детстве в математической брошюре по тригонометрии читал такой эпиграф-анекдот к теме про углы треугольников:
Альпинистская классификация углов склонов:
-- 65 градусов - практически отвесно
-- 70 градусов - отвесно
-- 75 градусов - нависающе.
На фото ниже, правда, склон был действительно нависающим. Прямо надо лбом фотографа находится смотровая площадка (мы на нее потом тоже взобрались). На этой площадке стоит щит с предупреждением, чтобы дети не кидали камни вниз, т.к. там скорее всего люди, которых с самой площадки не видно.
Так и не дождавшись привета от людей с площадки, мы пошли дальше.
Хоть вода в этой яме была и такого же цвета, как и в первой, за счет того, что она полностью освещалась солнцем, выглядела она существенно более приветливо.
Я фотографирую цветущую жижу в большим увеличением (и увлечением тоже). Это уже вторая яма - некупабельная. Как изящно выражается английская википедия, реки и ручьи центра Австралии представляют собой ожерелье водяных ям.
Сжигаемые солнцем, мы пошли вверх по течению.
На камнях был интересный рисунок - свидетельство осадочного происхождения местных пород.
Следующая лужа, возле которой мы стали взбираться на склон справа по течению, чтобы попасть на смотровую площадку. Тут-то мы в полной мере ощутили жару в 42 градуса и палящее солнце. Подъем был небольшим, но укрыться в тени при подъеме было негде. Мы как-то не думали, что наша прогулка займет столько времени и не взяли с собой нужного количества воды, поэтому к концу немного пересохли.
Вид на первую купабельную лужу со смотровой площадки.
После такого моциона по жаре мы с удовольствием влезли в прохладную темнозеленую лужу. Наш хипповатый пожилой друг в этот момент отдыхал под сенью дерев на другом "берегу".
И даже в пустыне Австралии цветут цветы!
Наше путешествие по парку "Хребты МакДоннелла" подходит к концу. Предпоследним пунктом назначения было ущелье Хеллен. К нему нужно было идти по руслу реки Финк поросшему "камышами". Если хорошо присмотреться, то можно видеть, что вода здесь минеральная - на почве видны отложения соли.
Мы по неопытности очень боялись в этих камышах наступить на змей. Тропинок было почти не видно и приходилось сначала раздвигать камыши рукой, а уже потом делать шаг. Вообще из-за камышей вообще было непонятно куда идти. Дорожки многократно ветвились, а некоторые из них заканчивались, так никуда нас не приведя. Наверное, не одни мы бесцельно бродили по зарослям, и незадачливые туристы в какой-то момент разворачивались и возвращались к ближайшей крупной развилке, так и не протоптав тропы до конца.
Само ущелье - это широкая промоина в хребте, сделанная рекой Финк. За хребтом водная гладь достаточно далеко продолжается и по ней можно плавать на лодках c аборигенами до так называемых Органных труб. На фото из интернета выглядит интересно, но желающие прокатить нас на лодке как ни странно по берегу не бегали и не зазывали, поэтому на трубы мы не посмотрели.
Вода хоть и была менее зеленой, чем в дырах до этого, но неприятно пахла. На вид место было более приятным для купания, но мы туда не полезли.
Гиды и туристические брошюры называют реку Финк самой древней рекой на земле. С одной стороны это так, но с другой не совсем. Это явно маркетинговый ход, чтобы раскрутить Красный центр у туристов. Но надо признать, что река действительно очень древняя. Доказательством этого является, что она сильно меандрирует по очень складчатой местности, а меандры наблюдаются только на плоских ландшафтах. Т.е. река и ее долина возникли еще до начала Элис-спрингского тектогенеза, т.е. долина реки должна быть старше 400 млн лет. Иными словами, это не сначала образовались хребты, а потом вода промыла в них такие причудливые дырки. Это дырки появились там, где на момент вспучивания хребтов текли древние реки. Но на самом деле р. Финк в этом роде не уникальна, все окресные реки образовались тогда же. Более того, на других континентах тоже есть подобные древние речные долины.
Река Финк относится к бессточному бассейну озера Эйр. Этот факт вызвал у нас удивление, т.к. озеро Эйр от нац. парка примерно как отсюда до Бердичева, т.е. за десять рублей на такси не доедешь. Карта подсказывает нам что это около 750 километров. Более того, река даже не дотекает до озера - она высыхает в пустыне Симпсона. Однако в случае катастрофических наводнений она таки переполняется и впадает в р. Макумба, а та уже в озеро Эйр.
Этот элемент рельефа напоминает мне высохшие экскременты, а С. - песочный замок.
Песочный замок из экскрементов еще раз во всей красе глазами широкоугольного объектива.
День уже клонился к вечеру, а нам предстояло пропахать как можно больше километров по направлению Улуру. Напоследок мы заехали на смотровую площадку на гору Сондер. Надо признать, что она не слишком выделялась на фоне окружающего холмистого пейзажа. Но мы тем не менне к ней тоже приобщились.
Кинув прощальный взгляд на долину реки Финк, мы вздохнули и поехали обратно. В округе еще много примечательных мест, например, ударный кратер Госсес Блафф, долину Палм и парк Финк Гордж, но до них можно было добраться только на джипе. Наш неповоротливый кемпер бы туда не доехал или доехал, но с приключениями. Нам было бы даже удобнее не возвращаться по той же дороге обратно в Элис, чтобы потом ехать в Улуру. По гравийной дороге можно было бы срезать сотню километров, но лучше все-таки в следующий раз и на более приспособленной машине.
По дороге мы еще заехали на шоппинг в Элис Спринг. Основной причиной было то, что у С. после падения треснула дужка очков, а на таком солнце можно и ослепнуть. Мы купили другие очки у парня то ли серба, то ли болгарина (он слушал радио на своем языке и было многое понятно), еще купили пару мелочей в Coles и почесали на юг. Панорама нашей стоянки, где мы ужинали. Вроде бы ничего особенного, но этот незатейливый пейзажик вызывает жуткую ностальгию. В Красном центре было здорово!!!
Это был наш первый перегон по темноте. На фото через лобовое стекло видно, как добрых три центнера безмозглого мяса нехотя убирается с нашей дороги. На фоне асфальта на дороге, где ничего не происходит его было очень трудно заметить. Но в итоге выжили все участники этой интермедии.
Ночевали мы в этот день в кустах на обочине. В прямом смысле этого слова. И это не потому, что мы не справились с управлением и вылетели в кювет. Наше чудо-приложение для поиска мест для ночевок сказало, что надо делать так и эти кусты у них стоянкой зовутся. Более того, одну такую стоянку мы пропустили, потому как в темноте не заметили на нее съезда. Кусты в одном месте имели просвет, вот туда и надо было съезжать. После этого мы поехали еще 20 километров до следующей стоянки и ... снова ее пропустили. Но мы были уже стрелянные и могли узнавать просветы в кустах в лицо. Мы развернулись и ... чуть снова не проехали стоянку. Мат стоял коромыслом. Это же надо такие стоянки делать и отмечать их на картах для туристов! Но про стоянку будет еще в следующем отчете с фото. Ясное дело, в темноте мы фоток не делали. Мы были довольны, что нашли свою бесплатную парковку и наконец-то можем спать. День был очень длинным.