Южно-Африканская республика помимо своих прочих достопримечательностей знаменита стоянками древних людей, многие из которых расположены в пещерах. В нашу поездку в феврале/марте 2023 мы посетили несколько таких пещер на берегу океана, а еще крупный район сосредоточения наскальных рисунков в районе Седерберга вдали от берега. К этому еще стоит добавить стоянки в Намибии, которые мы посетили за два года до того. В какой-то момент С. проникся этим фактом и в туристических магазинах стал рассматривать книги не только по геологии, но и по происхождению человека. В Седерберге мы купили брошюру с расшифровками наскальных рисунков в этой местности, из которой узнали несколько интересных фактов, например, что крупная южноафриканская народность Сан обладала техникой нанесения живописи тонкой кистью, а потом несколько тысяч лет назад внезапно ее утратила и стала рисовать грубые рисунки пальцами. Еще в Седерберге он купил книгу Паркингтона и Дламини - существенно более обстоятельный труд. На фото эта книга слева снизу.
Почему она так называется "Первые люди - предки Сан"? Сан или собирательно бушмены - это группа народностей, исторически населяющих территорию ЮАР. Это охотники-собиратели, которые до сих пор частично сохранили многотысячелентний уклад. В силу своей природной, а также сознательной изоляции от других народов, они довольно генетически близки к первым людям на Африканском континенте, а значит и к первым анатомически современным людям вообще. Расхождение с другими гаплогруппами составляет около 60 тыс. лет (т.е. они разделились с другими группами очень давно), а технологии изготовления инструментов, которые они используют и по сей день, соответсвуют находкам в пещерах возрастом 44 тыс. лет. Т.е. это очень самобытный народ, оставшийся у истоков даже не цивилизации (ей всего около 6 тыс. лет), а вообще нашего вида. Хотя, конечно, они испытали влияние скотоводов, которые волнами мигрировали с более северных территорий, и щелчковых характер звуков из языка был заимствован у пришельцев. А европейцы их вообще чуть вконец не истребили.
Но если бы книжка была просто про сан, то она вряд ли бы заинтересовала С. Все эти этнографические сочинения про праздник урожая во дворце труда его совершенно не привлекают. Пальцами он и сам с детства умеет рисовать, даже дольше, чем говорить и ходить. Но довольно большая часть книги, а именно четыре главы оказались посвящены именно происхождению Homo (прости, Господи) sapiens'ов (однако не стоит забывать, что это всего-лишь самоназвание). Две другие главы про биографию известных Сан и их прошлое, настоящее и будущее, он просто пропустил. И надо сказать, что книжка того стоила. В поездке по ЮАР С. был главным и с самого начала установил довольно драконовский режим, так что вставали мы иногда в полпятого утра, чтобы по максимуму использовать световой день. Все время что он не вёл машину, не готовил есть, и не рассматривал карты и не читал книжки путеводители геолога, чтобы знать куда ехать дальше, и что мы там увидим, он читал эту книжку. Т.е. в день у него оставалось минут 15-20 на досуг, и он полностью посвящал его этой книге, что, однако, показатель. Чаще всего так и засыпал с книгой в руках. Книга оказалась действительно увлекательной, а один из авторов (Паркингтон) признанным авторитетом в области исследования рода Хомо. Книга сочетала популярность и научность в строго выверенной пропорции, чем С. и подкупила. У него сложилось впечатление, что второго автора (точнее вторую авторку) позвали для инклюзивности. Все-таки нехорошо, когда про местное племя пишет привелигированный белый мужчина, потомок тех, из-за кого они вообще чуть не исчезли с лица земли. Трудно сказать, в чем заключается вклад г-жи Дламини, но в книге есть весьма феминистические вставки, иногда в контексте, который вроде бы и не должен никого триггерить. Например, акварельный набросок, показывающий лекцию Жоржа Кювье по палеонтологии, снабжен подписью, о том, что аудитория исключительно мужская.
Однако одна феминистическая мысль оказалась довольно интересной, и С. ее даже периодически продолжает думать дальше. Про первых людей обычно говорят охотники-собиратели, подразумевая, что они в первую очередь охотники (мужчины), а уже потом собиратели (женщины). Ну типа, в какое сравнение могут идти скудные клубни некультурных растений, которые кривой палкой где-то накопали, с большим количеством питательного мяса с жопы мамонта?!! Но в последнее время набирает популярность гипотеза, что именно собиратели, т.е. женщины, сыграли решающую роль в становлении человечества, и вот по какой причине. Многие пещеры с орудиями труда - ровесниками нашего вида - расположены на южноафриканском побережье океана, где собирателям из-за холодного течения были в изобилии доступны дары моря - рыба и молюски, которые содержат очень много фосфора, белка и ненасыщенных жирных кислот, которые так необходимы для формирования сложного человеческого мозга. Некоторые ученые предполагают, что такая диета и способствовала толчку в развитии современных людей. Однако, каким образом это преимущество сохранилось, когда люди мигрировали от морского побережья, книга не объясняет. Эпигенетика на такое вряд ли способна, поэтому С. и думает эту мысль дальше. Склоняется к тому, что все дело в культурном заделе, который и дал преимущество и передавался из поколения в поколения, что потом кумулятивно и сыграло наруку сапиенсам. В конце концов, хоть мы все типа сапиенсы, но без пары десятилетий впитывания культуры в начале жизни, мы были бы просто тарзанами и маугли. Век учись - дураком помрешь. А вы те, кто не верует в силу культуры, послушайте песню БГ про Достоевского.
Книгу С. рекомендует.
А я таким образом с помощью семьи закончила летний марафон, а в нем челлендж 10книг. Ура! Можно полностью переключаться на осенний марафон.