Канада2019: день 12

Oct 07, 2023 22:52

Двенадцатый день путешествия в Канаду летом 2019 года: Банфф.

7 августа 2019, ср (17300 шагов, 29 км) кемпинг Two Jack Main Campground - оз. Two Jack - оз. Minnewanka - г. Банфф - кемпинг Two Jack Main Campground

Заглавное фото: озеро Минневанка, вид на г. Inglismaldie (2964 м).

Маршрут дня:

Утром вставать не хотелось. Предыдущий день сильно нас измотал своими перипетиями. К тому же всю ночь шел дождь, что не добавляло желания вылезать из палатки. Когда же мы все-таки вылезли, то дождя уже не было, но было пасмурно и сыро. Мы немного расстроились, т.к. в нацпарк Банфф едут за видами гор, а как раз гор за низкими облаками, почти цеплявшими верхушки деревьев, не было видно совсем. Нелегалы, которые заняли наше место в ночь до этого, собрались и уехали, так что мы прямо не складывая палатку, перетащили ее на наше законное место. Ну и просто обустроили быт, развесив купальные шорты, купальник и палаточный тент.

Меня почему-то очень забавляет эта фотография.

Пока мы завтракали и собирались туман/низкие облака начали рассеиваться, и настроение немного приподнялось, т.к. из-за них выглянули горы. Кемпинг у нас был забронирован на три ночи, т.е. сборы были быстрыми, а палатка так и осталась сохнуть на веревке. Следующие три дня было ясно и сухо.

Фото не передает этого ощущения, но казалось что скалы просто нависают над нами. Было удивительно, ведь всего этого мы вечером не видели, поскольку приехали в кемпинг в полной темноте.

На выезде из кемпинга я сходила к рейнджерам и пожаловалась на ситуацию с нелегалами, которые заняли наше место. Они подтвердили, что место действительно числится за нами, и никакого двойного бронирования быть не может. Когда мы посетовали на нелегалов, то они сказали: "Наверное американцы!" С тех пор как Банфф показали по какому-то американскому телеканалу, толпы американцев рвутся в него, практически игнорируя не менее достойные парки по соседству. Ну и у местных о них мнение так себе.

Как только мы выехали из кемпинга, то тут же остановились на парковке возле озера Два Джека. В-общем, и кемпинг наш назывался также. Это неширокое, сильно вытянутое озеро фактически является ответвлением гораздо большего озера Минневанка.

Мелководье кишело мальками.

Гора Рандл (2949 м). Она еще не раз появится в этой записи, только с другого ракурса.

Мы пошли расслабленно прогуляться пешком вдоль озера, так как я все равно не могла совершать никаких подвигов со свежим разрезом, который начал с утра болеть. При удалении от небольшого мыса возле парковки количество народу резко упало до нуля. Было очень тепло, но нежарко, безветренно и очень благостно.

Берега озера были местами немного заболочены и тропинка по самому краю изобиловала лужами и грязью. Местами стояли романтичные скамейки. А еще во время этой прогулки мы почерпнули очень ценную идею. Прямо рядом с тропинкой парень лежал в переносном гамаке, растянутом прямо между деревьев, и читал книжку. И так это умиротворяюще выглядело, что мы тут же поняли, чего нам в жизни не хватает. На следующий год весной прямо в разгар короны мы заказали себе два таких гамака и даже опробовали на берегу моря в Торфбрюке. Но было ветренно и долго лежать было некомфортно. С тех пор мы брали гамаки в пару поездок, но с нашим ритмом так о них ни разу и не вспомнили. Но не будем терять надежду! Мы еще непременно где-то полежим в гамаках.

Очень низкие облака еще не совсем рассеялись и все вокруг было мокрым и искрящимся. Даже влажный воздух как будто светился.

Группа самцов толсторога мирно паслась на обочине и охотно позировала туристам.

Толстороги и прочие копытные часто выходят на дороги, чтобы слизать с асфальта соль, которую используют как противогололедный агент. Их при этом в темноте нещадно сбивают грузовики. Уже давно ведутся дебаты по поводу того, что нужно заменить каменную соль хотя бы на хлорид кальция или магния, которые для животных невкусные, но управление нацпарков Канады все равно делает все по старинке. По этому поводу в нашей "Энциклопедии канадских Скалистых гор" есть даже гневный абзац, а-ля "доколе!!!" Дело в том, что поголовье толсторогов и так значительно сократилось, когда управление стало успешно бороться с лесными пожарами, лесистость повысилась, а площадь лугов сократилась. А толстороги не заходят в лес дальше, чем на сотню метров. А потому голодают.

Дамба в самом узком месте на соединении озер Минневанка и Два Джека.

Запарковавшись на оз. Минневанка, мы немного прогулялись пешком.

Еще забавный факт, который, наверное, относится не только к толсторогам. Они живут группами, и каждый год осенью большую часть самок оплодотворяет главный альфа-самец. За это звание он бьется с другими самцами все лето. А в условиях суровой канадской горной зимы есть им зимой особо нечего. Соответственно, тот кто больше всех бился, победил большее количество соперников, а следовательно меньшее время кушал на пользу здоровью, не успевает нагулять достаточное количество жира. Поэтому зимой осеменитель либо погибает, либо еле доживает до весны, так что на следующий год ему уже не до турниров и шашней. Таким образом естественно происходит ротация, предотвращающая генетическое вырождение. Похожая регуляция еще бывает через паразитов: вокруг альфа-самца условной антилопы собирается гарем, они все пасутся на определенном пастбище и испражняются, там же, где кушают. Из-за этого в организме самца начинают "цвести" гельминты. Они ослабляют его, так что какой-нибудь залетный бобыль его легко побеждает и прогоняет от гарема. Побыв немного в одиночестве вне пастбища, бывший альфа очищается, восстанавливает силы и идет наваливает еще какому-нибудь червивому альфе. Вот так и живут. И последние станут первыми и проч.

Масштаб и размах природных форм лишали дара речи. Жалко, что фотографии этого не передают. Даже было не так грустно из-за приключений предыдущего дня.

Озеро Минневанка ледникового происхождения. На языке накода его название значит "вода духов". Это озеро имеет длину 21 км и глубину 142 м. На самом деле то, что мы видим, это не изначальное озеро, а водохранилище, которое образовалось на его месте после того как построили дамбу.

Слева хребет Паллисер, который дал название одной из основных формаций канадских Скалистых гор. Все пространство на переднем плане регулярно затопляется и полоска суши по центру превращается в цепочку островов.

Мы сели на камнях на одном из скалистых уступов и стали молча смотреть в прозрачную воду. Видно было далеко и глубоко, и это было очень сюрреалистично. Глубина как бы затягивала внимание. Неподалеку от нас рядом с поводным небольшим "хребтом" тусовалась группа каякеров. Вот им, наверное, было еще интереснее смотреть в воду. По ощущениям видимость была на 10-15 метров в глубину. Может и больше, но с берега было тяжело оценить.

Слабоумие и отвага по-канадски.

Мы немного прогулялись вдоль каньона Стьюарта. Проходили мимо поляны, где многочисленные туристы расположились за столиками или на траве и завтракали/обедали.

Фото с моста через каньон.

Каскадная гора не переставала нас удивлять своим видом, и хоть и появилась из-за облаков первой, вид ее нам так и не смог надоесть.

На фото хорошо видно три разные свиты: верхняя более светлая формация Рандл, потемнее и более коричневая формация Банфф, несогласованно лежащая на формации Паллисер (эти формации разделены небольшой полоской из клочков леса). Группа Рандл (359-299 млн лет назад) - визитная карточка Передних хребтов, т.е. самых восточных из серии хребтов, идущих параллельно с севера на юг. Она хорошо узнаваема и обычно венчает собой все вершины. Она состоит из известняка, доломита и кремнистого известняка и очень устойчива к эрозии, за счет чего и образует очень характерные клифы Передних хребтов и подножных холмов (foothills). Банфф (359-318 млн лет назад) - это в основном известняк местами перемежающийся со сланцами, которые и обуславливают его более темный цвет. В этой формации есть слой спикулита из останков древних губок. Начало формации соответствует глубоководным отложениям, а верхнии слои - мелководью с обилием ископаемых кораллов, которые хорошо можно видеть в породе. Т.е. во времена, когда она образовывалась море сначала трансгрессировало вглубь континента, а потом откатилось назад. Более древний Паллисер (385-359 Ма) - это наиболее однородный массив известняка во всех Скалистых горах. Этот массив отлагался в виде известкового песка и мути и был настолько плотно заселен червями, что они постоянно перемешивали его. Поэтому в нем практически не сохранилась слоистость, да и сами норы этих червей. В других формациях норы можно хорошо видеть, т.к. они заполнены палевым доломитом на фоне серого матричного известняка. Образование свиты Паллисер закончилось, когда уровень мирового океана резко поднялся. Формация также известна большим количеством пещер. Эти три друга Рандл, Банфф и Паллисер будут еще неоднократно развлекать нас своим видом в эту поездку.

Немцы из Эрлангена приехали на своей машине. Интересно, начиная с какой длительности путешествия, затраты на перевозку машины окупаются?

Т.к. у меня все еще болела нога, то мы решили не подниматься на два из запланированных маршрута Серную гору или гору Рандл. Вместо этого погуляли по городу. В любом случае нам надо было в аптеку за перевязочным материалом, а ближайшие аптеки были только в городе одноименном парку - Банфф. На перекрестках Банффа мы впервые всерьез поездили по перекресткам со знаками STOP с четырех сторон. До этого все наши перекрестки регулировались светофорами. В начале было непонятно, как себя вести, но мы быстро освоились.

Народу на улице было много и город произвел очень живое впечатление. Заглянули в пару туристических магазинов ради интереса и без труда нашли баллоны для нашей горелки. Удивительно, почему в Верноне их было так трудно найти?!

Город возник на горячих источниках. В 1885 году в районе Серной горы учредили первый национальный парк площадью 26 кв. км, а в следующем 1886 основали город. Название на новых территориях, как это часто бывало, выбрали по аналогии с шотландским местечком Банффшир и городом Банфф, откуда был родом директор канадской тихоокеанской железной дороги. Впоследствии парк несколько раз очень сильно расширялся и так же сильно уменьшался, пока не принял в 1930 окончательную форму площадью в 6641 кв. км. Этот нацпарк по дате основания второй после Йеллоустоуна на Североамериканском континенте. Вместе с Йеллоустоуном и Гранд каньоном входит в Большое кольцо (Grand Circle). В 1888 также построили символ города - гостиницу Banff Springs Hotel, но быстро поняли, что построили ее неправильно - окна кухни и хозяйственных помещений выходили на духзахватывающие виды Каскадной горы и горы Рандл, а постояльцы же любовались из своих окон куда более скромными пейзажами. Только после пожара в 1927 году гостиницу перестроили как надо.

Над Банфом некоторое время назад (до того как Северный магнитный полюс рванул с низкого старта в сторону Таймыра) можно было видеть северное сияние. Удивительный факт, т.к. Банф расположен условно на широте Воронежа или Берлина, кому что ближе. Но тут сказывалась как раз не близость к Северному полюсу как таковому, т.е. широта, а близость к магнитному полюсу, где у защитного магнитного поля Земли есть естественная брешь. Т.к. до примерно 2005 года он находился на территории Канады, то это неудивительно. Правда, говорят, северное сияние можно и в Москве наблюдать вооруженным глазом. Камера нужна просто чувствительная и необходимо делать таймлапс, чтобы увидеть переливы и вспышки.

Мост через реку Боу. (На ней кстати стоит Калгари, откуда "бабушка Ревекки прислала из Канады шуза.") На заднем плане канонический вид и визитная карточка Банффа - гора Рандл, которая дала название основной формации Скалистых гор.

На другом берегу стоял музей-форт Buffalo Nations Museum, но настроения посещать музеи у нас не было. Интересно, что половина русла реки было по колено, а потом глубина резко увеличивалась в основном русле.

В силу состояния здоровья вместо музея мы посидели на лавочке на берегу.

Гора Рандл очень наглядно иллюстрирует строение всех восточных, т.н. передних, хребтов. Из-за изменяющихся условий морские отложения, которые затем стали Скалистыми горами можно условно разделить на две группы: сланцы и известняки, которые лежали друг на друге. Из-за давления Тихоокеанской океанической плиты подминаемой под континентальную североамериканскую бывшее морское дно сгрудилось и пошло складками, образуя т.н. взбросы - это когда куски поверхности начинают налезать друг на друга. В итоге они образовали как бы секцию стоящих книг, завалившихся на бок со смещением. Из-за этого одинаковые слои стали чередоваться: сланцы, известняки, сланцы, известняки и т.д. Например, при движении с востока на запад от начала Скалистых гор до города Банфф, т.е. на небольшом участке, этот мотив повторяется четыре раза. А т.к. сланцы гораздо более мягкие, чем известняки, то они послужили легкой целью для атаки реками и ледниками и быстро эродировали. Известняки же эродировали более медленно. Сланцы сползли по наклонной поверхности известняков и получились такие горы - пологие с одной стороны (слой известняка) и с крутыми обрывами с другой стороны и сланцевыми долинами.

К слову об известковых хребтах и сланцевых долинах. С., будучи в Мюнхене, пару раз играл в местную интеллектуальную игру Мозгобой. Тема его первой игры была путешествия. Один из вопросов был "музыкальным" - играл гимн какой-то страны на непонятном языке на фоне видеоряда. На экране демонстрировали кадры Торонто и Скалистых гор. С. сказал: "Гимн Канады, начинается словами 'O Canada, o Canada...' т.е. не подходит, но видеоряд явно канадский. Возможно, гимн на языке какого-нибудь нацменьшинства типа черноногих." Ему не поверили, потребовали обосновать. От неожиданности С. не нашелся сказать ничего другого кроме: "ну как же, хребты из известняка и сланцевые долины!" Аргумент не был принят, несмотря на активные возражения С., и окончательным ответом стала Япония. (Хотя очевидно же, что на видео осадочные, а не вулканические породы! Этот аргумент тоже был отвергнут.) В итоге в правильном ответе гимн пустили уже на английском. Это был уже не первый правильный ответ С., который не приняли, и это повергло его в уныние. Ведь он даже мог сказать, в каком районе были сняты разные кадры. Хотя пара топонимов вряд ли бы спасла ситуацию. Ну что ж, игрок он был для команды новый, да еще и вел себя несерьезно...

Мы немного прошлись по саду Каскады времени. В основном мы правда там сидели. Парк разбили на месте сгоревшего отеля. Видимо, в Скалистых горах это не редкость. Там есть несколько цветников и система прудиков, а может быть фонтанов, которые не работали. День у нас вышел очень задумчивый и расслабленный. Много ходить я не могла и ближе к вечеру нога моя начала ныть.

Вот такая вот загогулина.

Дальше пошли вдоль реки Боу к слиянию с рекой Спрэй. Там есть небольшой водопад. Река прорезает мягкие сланцы группы Серной горы, в то время как слои известняка противостоят эрозии, что приводит к такому вот порогу, гордо названному водопад.

Эти сланцы используются как отделочный камень для фасадов. Утверждается, что в Калгари много зданий им отделано. Мы Калгари видели только из окна машины, чиркнув его по окружной на пути в Эдмонтон, поэтому точно сказать не можем.

В месте слияния двух рек тусовались рафтеры. У них там был сборный пункт. А еще тут видны очень забавные слои, вставшие на попа. Наверное, тут когда-то тоже был водопад, но его размыло. Мы посидели на берегу на лавке и пожевали прикупленную по случаю жареную кукурузу.

Последним пунктом программы в этот день был музей Cave and Basin, но только снаружи. Внутрь нас не пустили, т.к. было уже больше пяти часов и музей закрылся. Но мы сходили в него на следующий день. Осмотр снаружи заключался в прогулке по деревянным мосткам по горячим источникам, которым город обязан своим основанием.

В воде этих маршей водятся тропические рыбы. Было бы удивительно, если бы они сохранились здесь с доисторических времен, когда морская вода заполнявшая этот регион была теплой и здесь кустились кораллы. Увы, наличие тропических рыб объясняется деятельностью человека. Наример, в 1924 году правительство подселило в эти воды гамбузию обыкновенную (Gambusia affinis) для борьбы с личинаками малярийных комаров. Рыба очень похожа на гуппи. Этой рыбе даже есть памятник в Адлере, т.к. благодаря ей в первой половине 20го века также искоренили малярию на Кавказе. Местные аквариумисты также нелегально пытались заселить марши другими тепловодными рыбами, но выжили только два вида: еще одна из пецилий - широкоплавниковая Poecilia latipinna и цветастый хемихромис-красавец Hemichromis bimaculatus, который может вырастать аж до 15 см в длину, а самки его окрашены ярче самцов, что не так и часто встречается.

Рыбы питаются бактериальными пленками белого цвета. Мы сперва, когда увидели эту биомассу, подумали, что это сера, т.к. вода имела отчетливый сероводородный "аромат" (в природных условиях С. находит его даже приятным, т.к., как правило, он встречается в интересных местах и вызывает приятные коннотации, я же сразу же пытаюсь от него скрыться). На самом деле сами хемотрофные бактерии такого цвета, хотя отчасти за счет коллоидной серы, которая выделяется при окислении ими сероводорода.

Иногда пленки бриллиантово-зеленого цвета и образованы водорослями. Эти водослевые и бактериальные пленки служат кормовой базой для пецилий и хемихромисов. Они, пленки, очень чувствительны к гидрохимии и массово гибнут, если в марши обильно поступает дождевая или талая вода.

А эта дырка ведет в самую интересную часть музея. Следующим утром мы посмотрим на нее снизу. А решетка нужна, чтобы зазевавшиеся туристы, которые не покинули музей до закрытия, не могли самостоятельно выбраться, и чтобы всю ночь с болот доносился их жалобный и в то же время жуткий вой, и местные слагали про них легенды.

А вот тут, в этом небольшом бассейне, водится эндемичный вид улиток, которых бережно охраняют. Это прямо как на Тасмании на Столовой горе, где в ручье длиной 50 м, аж четыре эндемичных вида брюхоногих. Бассейн был тоже на огороженной территории музея, поэтому насладиться мы ими смогли только на следующий день.

Банфф считается одним из лучших мест для бёрдвотчинга в канадских Скалистых горах. Вокруг города есть несколько маршрутов для любителей птиц.

Уже вконец умотанные мы вернулись к машине и поехали в кемпинг. День был интересным и необычным. Все-таки мы довольно редко целый день проводим в городах, предпочитая находиться от них подальше. Дома, т.е. в кемпинге, мы приготовили ужин и съели его на еще не до конца просохших лавках и столе. Попробовали разжечь костер, ведь к нашему месту прилагалась огромная вязанка дров. У соседей полыхали костры до неба, и нам тоже захотелось. Канадцы и заезжие американцы кстати вообще не экономят на дровах и за вечер сжигают столько, сколько мы у себя дома в камине за зиму не сжигаем. Начальная кладка, чтобы огонь занялся, у них была высотой по пояс. Дров хоть и было в избытке, и даже несмотря на то, что они были прикрыты полиэтиленом, были они откровенно сырыми. С. долго колдовал над ними, чтобы они загорелись. Поливал их подсолнечным маслом, складывал особым образом, дул на них, так что голова шла кругом. Огонек, конечно, горел, но не так задорно, как у соседей, а нефтяшечки для розжига у нас не было. Но мы все равно повеселились и погрелись, и легли спать. К слову медведь к нам так и не пришел, хотя в "Американском пироге 2" обещали. Может быть, потому что наш лагерь назывался "Два Джека", а не "Высокие дубы"?

Т.к. записи про Канаду появляются с просто наизавиднейшей регулярностью, то вот ссылки на предыдущие записи этого цикла для восстановления цельности изложения (Даешь завершение отчета к 2030му году!!!):

Канада 2019: итоги поездки
27 июля, сб: дом Тони - супермаркет Canadian Superstore - дом Тони - станция метро Marine Drive - станция Waterfront  - центр города - прокат велосипедов и покатушки по парку Стэнли - район Gastown и китайский район с садом - обратно на метро с пересадкой - дом Тони
28 июля, вс: дом Тони - станция метро Marine Drive - станция Waterfront - автобус до Капилано - подвесной мост Капилано - обратно на автобусе и метро - дом Тони
29 июля, пн: дом Тони - центральная автостанция Pacific - автобус в Келовну - кампус Университета Британской Колумбии
30 июля, вт: кампус Университета Британской Колумбии - Real Canadian Superstore в Келовне - короткий трек у кампуса
31 июля, ср: кампус Университета Британской Колумбии  - нац. парк Каламалка - винодельня Mission Hill Family Estate в Западной Келовне - кампус
1 августа, чт: кампус Университета Британской Колумбии - центр Келовны (инфоцентр, берег оз. Оканаган, парки Rotary Marsh и Waterfront) - треки на гору Нокс с купанием - центр города (обед в парке Sutherland Bay, прогулка по шоппинг-улице и кофе в Старбакс, купание на городском пляже Hot Sands) - магазин Real Canadian Superstore - кампус - центр Келовны вечером уже вместе - кампус
2 августа, пт: кампус Университета Британской Колумбии - самосбор ягод на Red Roof Family Farm - кампус - треки в Mission Creek и Scenic Canyon региональных парках (вид на Pinnacle Rock on Layer Cake Mountain) - кампус
3 августа, сб: кампус Университета Британской Колумбии - долгая прогулка по Восточной Келовне - центр Келовны - кампус
4 августа, вс: кампус Университета Британской Колумбии - офис аренды машин - нац. парк Mount Revelstoke National Park (обзорные площадки и трек к оз. Миллер) - кемпинг в г. Ревелсток
5 августа, пн: кемпинг в г. Ревелсток - разрушенный мост Loop Brook - восхождение на Abbott Ridge - кемпинг в г. Голден
6 августа, вт.: кемпинг в г. Голден - городок Radium Hot Springs и купание в источниках - озеро Оливковое и злополучное дерево - больница в г. Инвермер - кемпинг Two Jack Main Campground