http://delovoymir.biz/ru/columns/4269/"Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха...". К вопросу о выборе профессии и сферы деятельности
Моему сыну 13 лет. Естественно, как и всем родителям, нам с женой очень важно понимать, как он видит свое профессиональное будущее. Получив на очередной вопрос «а чем ты хочешь заниматься в будущем?», очередной ответ «не знаю», я решил поговорить со своим сыном и построить с ним модель профессии исходя не из ее профессиональной специализации, а из других особенностей, которые, как мне показалось, помогут сформировать поле вариантов для выбора. После разговора и его реакции я почувствовал, что мне надо это записать и поделиться. Статья поможет вам, как родителям, начать разговор с ребенком о его профессиональном будущем. И, что самое забавное, статья поможет вам самим определиться со своим профессиональным будущим (и настоящим), если у Вас есть вопросы к этому будущему (и настоящему).
Давайте, условно, представим, что все пространство профессиональной жизни человека (то, что мы зовем «работа») можно условно разделить на две большие категории, на два таких «мира».
Первый условно назовем «стабильность - нестабильность». Второй - «определенность - неопределенность».
«Стабильность - нестабильность»
«Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.
Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться…».
Мир «стабильности - нестабильности» характеризуется тем, что, если в нем и происходят встряски, то эти встряски укладываются в рамки привычного. Принципиальной чертой пространства «стабильности - нестабильности» является возможность предсказать событие будущего исходя из объема информации о прошлом. Т.е., можно строить предсказания исходя из массивов регулярных наблюдений за событиями (прошлых данных). И в мире «стабильности - нестабильности» итог не зависит от единичного события, отличающегося от всей остальной массы наблюдений (данных).
Сказка мира «стабильности - нестабильности» - это «Три поросенка». В этой сказке Наф-Наф, отмечая ежедневное понижение температуры J, предположил, что скоро наступит зима и предложил строить дом. В понимании Наф-Нафа это должен был быть крепкий прочный дом, который защитит его и его братьев и от непогоды и от Волка. И оказался прав. История «Трех поросят» - это история учета рисков и роста, планомерных действий, основанных на наблюдениях и прогнозировании будущего на основе этих наблюдений.
Для этого мира характерно достаточно плавное течение событий, относительно среднее распределение материальных благ, равенства/неравенства, нагрузок и прочего. В этом мире присутствуют четкие рамки и правила, в первую очередь рамки социальные, социальных отношений, субординации и прочие. Для «стабильности - нестабильности» более приемлема коллективная модель поведения, главенствуют коллективные предпочтения, мнения и интересы.
В пространстве «стабильности - нестабильности» находятся профессии, связанные со службой и карьерой. Это, в первую очередь, государственные учреждения. Ближе к условной границе перехода в мир «определенности - неопределенности» находятся коммерческие компании.
В мире «стабильности - нестабильности» находятся люди, выбравшие себе не масштабируемые профессии. Основной принцип не масштабируемого занятия - это возможность совершить конечное количество операций за единицу времени. В связи с этим определяется и конечный доход не масштабируемой деятельности. Один день работы никогда не принесет выручку всей рабочей жизни.
Хотя в мире «стабильности - нестабильности» и существуют определенные материальные расслоения, они не контрастны, принципиально ярких различий нет. Этот мир - это мир «середняков».
«Определенность - неопределенность»
« - Д-да! - подумала Алиса. - Видала я котов без улыбки, но улыбки без кота! Такого я в жизни еще не встречала.
- Я с удовольствием расскажу все, что случилось со мной сегодня с утра, - сказала неуверенно Алиса. - А про вчера и рассказывать не буду, потому что тогда я была совсем другая…».
Мир «определенности - неопределенности» характеризуется тем, что в нем происходят встряски системного характера. То есть такие, которые затрагивают фундаментальные основы человеческих систем - человека, человеческих отношений, жизни вообще. Принципиальной чертой пространства «определенности - неопределенности» является крайняя сложность делать предсказания на основе имеющейся информации. В этом пространстве предсказаний нет, есть вероятностные прогнозы. Мы можем руководствоваться прогнозами вероятности каких-либо событий. Итог зависит от ничтожного количества экстремальных событий.
Сказка мира «определенности - неопределенности» - это «Алиса в Стране чудес». В этой сказке Льюис Кэрролл показал девочку, которая попадает в совершенно неопределенный и невероятный мир, где «важно - неважно… неважно - важно». В этой сказке определенно только то, что есть, но вот то, что есть - совершенно не определено J. История Алисы - это история вероятностей, история возможностей, систем и пространств. Мгновенного перехода из одной позиции пространства-времени в другую.
Для этого мира характерно экстремальное развитие событий, полярное распределение материальных благ, яркие неравенства, максимальные нагрузки и прочее. В этом мире ценятся активные действия и результаты, которые, по сути, и являются основными рамками и правилами, в том числе, правилами и межличностных, и социальных отношений.
В пространстве «определенности - неопределенности» находятся профессии, связанные с «самозанятостью» людей. В первую очередь, это создатели (владельцы) бизнесов, - предприниматели, создающие «дела» (предприятия, проекты и т.д.). Здесь же, у условной границы перехода в мир «стабильности - нестабильности» находятся независимые специалисты («фрилансеры»).
В этом мире находятся люди, которые выбирают (преимущественно) масштабируемую деятельность, то есть такую, которая позволяет им зарабатывать значительно больше (а границ здесь нет) за счет собственных мыслей, умения системно организовывать свою деятельность и деятельность других людей.
В мире «определенности - неопределённости» материальные контрасты максимально выражены, этот мир создан из них, четко делится на мир богатых и на мир бедных. Грань между «очень» и «чуть-чуть» очень тонкая. Это мир «великанов» и «лилипутов», причем «великанов» - единицы, а «лилипутов» - множество.
Сводная таблица: ключевые характеристики выбора профессиональной деятельности.
Пространство
«Стабильность -
нестабильность».
«Определенность -
неопределенность».
Профессиональная
занятость
Работа по найму.
«Самозанятые».
Профессиональная принадлежность
Государственные
учреждения;
Коммерческие компании.
Независимые специалисты («фрилансеры»);
Владельцы (создатели, интеграторы и проч.) бизнесов.
Масштабируемость
деятельности
Не масштабируемая
деятельность.
Масштабируемая
деятельность.
Материальные
контрасты
Не высокие: «середняки».
Высокие: «великаны» и «карлики».
Почти заключение или кому нужно задавать вопросы при выборе специфики профессиональной деятельности.
Вопросы нужно задавать себе. И очень честно отвечать на самый главный вопрос (по моему мнению) - а чем я ХОЧУ заниматься? И КАК я хочу это делать?
У меня есть свой вариант как. Как я это делаю.
Я делаю это с верой в себя. Я верю в себя и в то, что я точно смогу это сделать. Я делаю это с надеждой - надеждой, как видение себя в будущем, - какой я хочу видеть свою реальность через время (год, два, пять и т.д.). Я делаю это с любовью. С любовью к себе, к тем, кто рядом и к тем, для кого я это делаю.
С верой я связываю технологию. Я считаю, что для успеха (а под успехом я понимаю счастливую, наполненную жизнь) очень важно, чтобы я сам мог что-то делать, не просто знал «как это делается», а что-то умел сам (привет не масштабируемому пространству).
С надеждой я связываю видение своего собственного продукта, как результата деятельности, результата применения технологии. Я считаю, что для успеха необходимо умение создавать конечные готовые продукты. Измеримые и конкретные, - не важно, что это за продукт, - предмет или впечатление.
С любовью я связываю точное понимание собственной конкурентности. Я считаю, что для успеха необходимо понимать собственные конкурентные преимущества. В моем понимании, конкурентные преимущества, это то, что меня делает мной. Конкурентные преимущества, - это мое лицо, моя уникальность, которая позволяет другим выбрать именно меня.
Я считаю, что выбор любого пространства, любого рода занятий ведет к счастью. Но только при условии, что он сделан, исходя из нашего персонального желания заниматься выбранным делом и подкреплен нашими активными действиями. Все просто.
Подробнее:
http://delovoymir.biz/ru/columns/4269/