Капитан-лейтенант Джон Майерс
Было два часа ночи, когда несколько небольших судов вошли в бухту недалеко от турецкого города Скала Нова (сейчас Кушадасы). Флотилия состояла из минного тральщика «Уитби Абби» (Whitby Abbey), транспортного судна Ее Величества «1844» и шести греческих рыболовецких лодок. Далее, группа из 30-и вооруженных греков высадилась на берег и отправилась на разведку. Вскоре они нашли, что искали: домашнюю скотину. Быстро расправившись с пастухами, эллины принялись отводить стада к своим лодкам.
Скала Нова 1922 г.
На рассвете из соседней деревни прибыл отряд солдат Османской империи. Их ждали с нетерпением. Завязался недолгий бой, в результате которого турки понесли серьезные потери. Оставшиеся в живых послали за подкреплением. Но тщетно: пока побережье обстреливалось с тральщика, греки погрузили скотину на транспортное судно, и флотилия скрылась из вида.
Улов оказался солидный: 600 овец, 50 коз, 30 волов и 5 лошадей. И это не считая захваченных в плен вражеских солдат. Когда налетчики вернулись на базу, на остров Лонг-Айленд в Измирском заливе (сейчас Узунада), греческие наемники получили свою долю и отбыли восвояси.
Солдаты Османской империи, 1917 г.
Описанные выше события произошли в среду 22 марта 1916. Шла мировая война. Это была первая операция такого рода. Командовал ей капитан-лейтенант Бертран Дрейк. В последующие семь месяцев англичане будут совершать подобные налеты регулярно.
Автором идеи был адмирал военно-морского флота, командующий силами ВМФ Великобритании в Эгейском море Джон де Робек. Эти операции, конечно, осуществлялись в рамках более серьезной задачи: корабли Ее Величества активно патрулировали эти воды, так как предполагалось, что в многочисленных бухтах и проливах могут находиться немецкие базы подводных лодок. Как выяснилось впоследствии, предположение было ошибочным. Однако не следует думать, что хищению скота придавалось второстепенное значение. Отнюдь, очень скоро эта прибрежная территория была поделена между 1, 4 и 6 эскадрой, которые в поисках добычи регулярно прочесывали местность.
Джон де Робек
Примечательно, что среди этих «пиратов» попадались весьма интересные личности. Например, командир 1-й эскадры капитан-лейтенант Джон Майерс (John Myres). До войны этот человек занимал пост профессора античной истории в Оксфорде. Он был знатоком греческого языка и прекрасно знал географию региона. Поэтому в 1915 году его в качестве шпиона направили в Грецию. Не испытывая, очевидно, большой симпатии к туркам, он с таким энтузиазмом уводил у врага стада, что его прозвали «Черная Борода Эгейского моря».
Что касается греков, то они, по понятным причинам, участвовали в рейдах с большим удовольствием. С ними заключали месячный контракт, проводили инструктаж и обеспечивали оружием. Причем, чтобы предотвратить праздную стрельбу, патроны им продавали.
После каждого налета наемники получали примерно 50% добычи. Вторая половина шла на финансирование последующих операций и бонусы, которые выплачивались за нанесение урона вражеской армии. Расценки были следующие: пленение турецкого солдата с оружием стоило 5 фунтов стерлингов, похищение у турецкого солдата винтовки - 4 фунта, ну а за захват артиллерийского орудия можно было получить аж 100 фунтов.
Прибрежный монитор М33, использовавшийся в рейдах де Робека
Однако когда история с налетами получила огласку, начались неприятности. Османская империя жаловалась, через правительство США, что англичане провоцируют греков на бандитизм, в то время как Греция официально сохраняла нейтралитет. При этом власти последней сетовали, что такие авантюры могут повлечь за собой резню греческого населения в Турции. Кроме этого, в законности подобных инициатив сомневались даже в британском внешнеполитическом ведомстве. Так что в октябре 1916 года кражу скота с участием греческих наемников пришлось прекратить. Потому как даже во время войны есть правила, нарушать которые не рекомендуется.