(картинка с www.ozon.ru)
Апологеты большевизма и, соответственно, антагонисты царизма, любят постоянно говорить о том, как же хорошо было при советах, и как плохо - при царе. В частности, не забудут сказать о недоступности образования широким массам населения, "циркуляре о кухаркиных детях" и т.п.
В свете всего этого, хочу обратить внимание на одну из книжек, знакомую многим из тех, в биографии которых значится "пионерское детство". Речь идёт о
повести А.Г.Голубевой "Мальчик из Уржума", в которой повествуется о детстве и юности видного революционера С.М. Кострикова, больше известного как Кирова. Книжка эта написана достаточно интересно, хоть и пронизана насквозь идеологией (одна обложка чего стоит :)). Тем не менее, именно её идеологичность и ценна в нашем контексте. Поскольку странно было б предполагать хоть малейшие предпосылки к приукрашиванию житья-бытья в царской России.
Детство у Кирова было тяжелое, поскольку он в семь лет остался сиротой. Сергея и его двух сестёр воспитывала престарелая бабушка. Она получала пенсию за мужа - николаевского солдата, но на четверых этих средств было мало, и бабушка, пользуясь своими знакомствами в "буржуйской среде" (она раньше работала нянькой), устроила внука в городской приют.
Как мы видим, Киров происходил из, как говорится, самых социальных низов. И, согласно советской парадигме, будущее у него должно было быть безотрадным. Какое там образование!
Однако, при чтении книги выясняются следующие вещи:
1) все воспитанники приюта ходили в церковно-приходскую школу, в которой учились три года; параллельно, в самом приюте, мальчиков учили ремеслу - плетению корзин.
2) тех, кто преуспел в учении в ЦПШ (в т.ч. и Кострикова), по окончании оной перевели в городское училище (УГУ). Здесь учащиеся уже носили форму. При УГУ была школьная библиотека, где ученики могли брать художественную литературу. Кстати, в захолустном Уржуме было три библиотеки и одна читальня. В последнюю пускали и детей. Киров, по словам биографа, любил читать там журналы "Нива" и "Люди и природа". В УГУ будущий революционер проучился ещё 4 года.
3) после более чем успешного окончания городского училища Киров был отправлен на учебу в Казанское низшее механико-техническое промышленное училище, за "купеческие деньги" (педсовет надавил на местных меценатов). Это учреждение входило в структуру под названием Казанское соединенное промышленное училище, в составе которого имелось ещё два низших и одно среднее училища. По поводу определений "низшее" и "средний": "средние" готовились в техники, чуть что не в инженеры, а "низшим" редко удавалось прыгнуть выше десятника, мастера или машиниста.". Т.о. в "низшем" учащиеся получали, по нынешним меркам, очень хорошее среднее специальное образование (изучалось двеннадцать предметов, в т.ч. механическое производство, устройство машин, механика, счетоводство, черчение); а в "среднем" - что-то вроде неполного высшего. Кстати, это соединенное училище в 1919 году было приобразовано в Казанский политехнический институт (сейчас - Казанский государственный технологический институт).
Правда, через какое-то время произошла неприятность: уржумские попечители неожиданно перестали вносить плату за обучение и "пансион" Кирова. Однако, после подачи прошения в Педагогический совет училища, будущий революционер был освобождён от платы за обучение. Также, небольшую сумму он получил в некоем "Обществе вспомоществования нуждающимся учащимся".
Предвижу реплики, что это, мол, исключение из практики, которое подтверждает общее правило. На это отвечу примерами из разбираемой книжки. Старшая сестра Кирова выучилась на сельскую учительницу (очевидно, ей пришлось заканчивать не только ЦПШ). Одна из совоспитанниц Кострикова по приюту "Наташа Козлова на казенный счет учится в гимназии" (так что "циркуляр о кухаркиных детях", конечно циркуляром, но...). Ну, и сосед и приятель детства "Мироныча", некий Санька Самарцев, учился в Александровском Вятском реальном училище. Самарцевы снимали у бабушки Кирова "жилплощадь", что говорит о том, что к богатеям они вряд ли относились.
Ну, и в заключение. Как сообщает уже Википедия, в 1904 Киров "начал работать чертёжником в городской управе Томска и учиться на подготовительных курсах Томского технологического института". Другими словами, и высшее образование "Мироныч" получил бы, если б не увлекся всякой дрянью ррреволюцией.