Хамса рус в Египте: Ком-Омбо

Aug 26, 2021 11:09

9 июня 2021 г. (часть 3)

Храм Гора-Собека в Ком-Омбо

Часам к шести вечера мы пришвартовались в Ком-Омбо, прямо у местного храма. По какой-то непонятной мне причине, кажется, все шесть оставшихся круизных лайнеров плавают по Нилу одновременно, табором. Места для швартовки в один слой всем не хватает, нам досталась вторая линия. Кстати, швартовка, мне кажется, происходит строго по ранжиру: чем дороже корабль, тем дальше от берега его швартуют, чтобы у его пассажиров оставался ничем не перекрытый вид на Нил. Хотя могу ошибаться.

Сходя на берег, мы прошли через другое судно, названия я не запомнила, но, по виду, попроще нашего. Вот вид на храм через его крышу (снято уже после возвращения на борт).



Даже на этом фото издалека видно, что храм своеобразный, как будто бы у него два совершенно одинаковых симметричных входа. На самом деле, так оно и есть. Храм в Ком-Омбо - единственный в своем роде храм двух божеств - Старшего Гора и Собека (Себека). Ну, т.е. храмы частенько бывают посвящены нескольким богам, но обычно это связанные между собой родственными узами божества (как, допустим, фиванская или другие триады), но здесь именно два заглавных божества (впрочем, и тут каждый со своим "семейством"). Храм тоже довольно поздний, птолемеевского периода, как и храм Гора в Эдфу, но сохранился, в отличие от последнего, неважно, т.к. стоит прямо на берегу Нила (вспоминаем, что до постройки Асуанской плотины Нил регулярно разливался и топил всё, до чего дотягивался). В итоге рекой был разрушен пилон храма, часовни Собека и Хатхор, да и само здание сильно пострадало. Маммиси времен Птолемея VIII был утрачен уже в середине XIX в.

Собек - это большая такая завлекалочка для туристов, потому что это крокодилоголовое божество. Считается, что при храме разводили крокодилов для неких ритуальных нужд, которых посмертно мумифицировали. Рядом с храмом есть музей крокодилов, экспозиция которого состоит преимущественно из мумий этих животных. Три из них были найдены на территории храма, остальных привезли из Асуана. Музей маленький, посещение входит в билет в храм, так что зайдите на пару минут.

Но вернемся к храму. На две половины он (условно) разделен по продольной оси от входа до алтарей: справа - Гор, слева - Собек. В интернетах я прочла, что, якобы, северная часть посвящена Гору, южная - Собеку. Но, во-первых, ось храма ориентирована с юго-запада на северо-восток, а во-вторых, даже если считать севером левый дальний от входа угол храма, а югом - правый ближний, то получается всё строго наоборот. Почему там пишут - для меня загадка. Для иллюстрации - ссылка на фото плана храма с Википедии и на карту гугл (вход с юго-запада).

На плане видно, что перед входом в храм находится двор с колоннадой. От колоннады, правда, мало что осталось, в основном - пеньки от колонн, но зато с хорошо сохранившимися рельефами и даже следами красок. От пилона перед двором остались буквально несколько камней.






За двором находится первый гипостильный (колонный) зал, за ним - второй такой же. По обычаю птолемеевских времен между колоннами первого ряда были построены стены, от них сохранились нижние части с очень красивыми рельефами. Справа - сюжеты с Гором, слева - с Собеком (смысл сюжетов, как водится, либо в подношении даров божествам от фараона, либо в благословлении фараона богами).



Группа товарищей из команды Гора благословляет фараона (в центре), поднося ему анкх. Здесь мы видим (слева направо) Тота с головой Ибиса, далее Хатхор (супруга Гора) с рогами коровы, потом, собственно фараон, дальше - львиноголовая богиня Сехмет и два Гора - отец и сын.



Благословление фараона Собеком и группой богинь. Снова обратите внимание на обнаженную грудь дам - черта, характерная для искусства эллинистического Египта.

Насмотря на общую относительно плохую сохранность, в Ком-Омбо кое-где сохранился потолок. Расписан стервятниками, здесь в коронах Верхнего и Нижнего Египта через одного.



За первым и вторым гипостильным залами находится три ритуальных зала, которые сохранились значительно хуже, по сути, только порталы.



Фото сбоку: справа налево - два гипостильных зала (первый выше, второй ниже) и далее три "рамки", оставшиеся от ритуальных залов. Совсем слева - святилища, от которых практически ничего не сохранилось.



На одной из внутренних стен находится рельеф с древнеегипетским календарем.



Если внимательно рассматривать рельеф, можно изучить египетские цифры и числа.



Еще один рельеф, тут фараона благославляют и Собек, и оба Гора, и Хатхор.

Самый, наверное, знаменитый рельеф Ком-Омбо находится на стене, окружающей храм. Это изображение хирургических инструментов того времени.



Инструменты - в центре. Изображены как подношение фараона Гору. Слева от инструментов, кстати, изображение рожениц в позе, в которой рожали египтянки (сидя).






Слева от храма находится ниломер. Это колодец, при помощи которого (изучая подъемы и спады воды в нём) жрецы пытались предсказывать наводнения и засухи. Такого рода сооружения есть в ряде храмов, по-моему, в т.ч. в Эфду и Карнаке.



Признаться честно, храм в Ком-Омбо впечатлил меня, пожалуй, меньше всех других. То ли глаз уже замылился, то ли что - сложно сказать. По крайней мере, завтра в Абу-Симбел был полный восторг.

После храма пошли в музей крокодилов. Оказалось, что нужна маска. Масок, естественно, никто не захватил, потому что шли в храм на улице. Пришлось заходить, прижав к физиономии панамки. :)












Весь музей - один зал, мероприятие минут на 5-10.

Возвращаемся на корабль. Вот его корма справа.



На этот вечер было запланировано еще одно важное мероприятие - египетский ужин. Это стандартное развлечение для круизных туристов. Подают блюда египетской кухни, очень приветствуется, если вы придете в египетском платье. Мы решили поучаствовать во флешмобе. Накануне в магазинчике прямо на корабле купили с Женей и Тёмой по платью (Тёмкина одежда, наверное, называется по-другому, но, по сути, платье оно и есть платье). Денис ожидаемо отказался, Варвара тоже заупрямилась, потому что надо же было мерить! Я ей нашла платье с вышивкой, надели его.

Пока мы наряжались к ужину, Денис заснял вереницу уплывающих в сторону Асуана круизных судов.



Табор уходит в небо. Мы были последние.

Ужин, надо сказать, удался. Названий блюд, увы, не знаю, но было очень вкусно. Единственное, что доставило дискомфорт - ужинали на верхней открытой палубе, для антуража. Получилось смешно, потому что мы специально купили одежду с длинным рукавом, чтобы в кои-то веки не мерзнуть в ресторане (кондишн, напоминаю, на минус сорок). В итоге пришлось немного попариться, хотя, конечно, после заката в +35 мы уже чувствовали себя вполне комфортно даже в длинных рукавах. На что еще я обратила внимание: у меня начали пересыхать глаза. Приходилось всё время смаргивать. Телефон показал влажность 9% (!). Больше такого эффекта я нигде не отмечала.




Завтра утром наш корабль достигал конечной точки своего путешествия - Асуана, где должен быть стоять еще день и ночь. Обычно в этот день проводят экскурсию по окрестностям Асуана, но мы решили поехать в Абу-Симбел. Точнее сказать, на Абу-Симбеле настаивала я, потому что очень хотела там побывать. И, забегая вперед, скажу, что ни капли не пожалела. Лучшие впечатления за всю поездку.
Previous post Next post
Up