9 июня 2021 г. (часть 1)
Эдфу: храм Гора
Утро снова началось с великолепного Нила, по которому в этот раз мы плыли - мимо цапель, рыбаков и в разной степени населенных пунктов.
По последнем фото мы подплываем к Эдфу. Видны немного опередившие нас уже пришвартовавшиеся "коллеги". Любопытно, что плавали мы прямо вот так, толпой. Такой же толпой выходили осматривать достопримечательности. Хотя толпа в данном случае была весьма условная, но всё равно непонятно, зачем так делать. Не иначе, объяснялось это "соображениями безопасности". Что, интересно, бывало тут раньше, когда по Нилу плавали те самые 450 судов и судёнышек?...
Еще накануне Мустафа предупредил нас, что от пристани до храма мы поедем на "колесницах". Наученные горьким опытом, мы задали аккуратный вопрос, нет ли более цивилизованной альтернативы. Мустафа предложил "тук-тук". "Хрен редьки не слаще", - подумали мы и согласились на "колесницу". Обнаружилось также, что уплОчено у нас только за одну "колесницу". Типа, за вторую надо доплатить еще 10 долларов. Как так получилось и правда ли вообще это была - большой вопрос. Но проще было отдать 10 долларов, чем попытаться его решить.
Как обычно, выход за пределы "периметра", то бишь корабля, сопровождался налётом продавцов сувениров, фотографий и бог знает чего еще. Слава богу, быстро загрузились и отчалили.
Улицы Эдфу особым изяществом не отличаются, но местного колорита - хоть отбавляй. Дорога до
храма заняла около 10 минут.
Click to view
Храм Гора (Хора) в Эдфу - второй по размеру из сохранившихся храмов Древнего Египта после Карнакского в Луксоре. Храм Гора находился на этом месте, как считают, со времен Среднего царства, однако дошедшие до нас постройки - довольно поздние, периода эллинистической династии Птолемеев, правивших Египтом в 4-1 вв. до н.э. Вероятно, это одна из причин того, что сохранность храма очень высокая.
Об эллинистическом периоде постройки храма сразу можно судить по
маммиси - "детскому храму" или "храму рождения". Считается, что подобные здания существовали при храмах еще в додинастический период и служили местом для проживания и ухода за беременными на поздних сроках и роженицами. Однако при Птолемеях маммиси приобрели новый смысл - стали культовым сооружением в честь бога-ребенка - либо заглавного божества храма в целом, либо его отпрыска как члена божественной триады. В Эдфу маммиси посвящен собственно Гору, а вот в
Дендере один из двух тамошних маммиси построен в честь ребенка Гора и Хархор
Айхи.
Маммиси на фоне входного пилона
Дети на своём месте :)
Обратите внимание на рельефы, украшающие верх колонн маммиси (часть над капителями) - это изображение божества по имени
Бес, хранителя домашнего очага, покровителя семей и рожениц.
Вход в маммиси, сбоку
Главный пилон храма выглядит весьма внушительно, благо высота его - 36 метров, а ширина стен - 3,5 метра. Рельефы на пилоне изображают традиционно фараона, приносящего врагов в жертву Гору и Хатхор (внизу), и вереницы представителей разных народов, приносящих дары божествам (вверху).
Перед пилоном - две статуи Гора в образе сокола, правая - "взрослая", в короне объединенного Египта, левая - "детская". В нишах пилона когда-то располагались древки флагов, которые были выше самого пилона.
Потолок портала в пилоне. Видны дыры, в которые были вставлены оси грандиозных врат из ливанского кедра.
Рельеф на стене портала, изображающий благословление фараона
Гором и
Тотом. Интересно, что картуш под ногами фараона остался пустым. Храмы возводились долго, за это время фараоны частенько менялись и, видимо, заполнить картуш именем так и не успели.
За пилоном находится перистильный (то бишь окруженный колоннадой) двор храма.
Во дворе стоит обернуться и посмотреть на пилон изнутри. Здесь рельефы изображают сцены ежегодного праздника символического бракосочетания Гора и Хархор.
Перед входом в большой (он же первый) гипостильный зал, расположенный сразу за двором, стоят еще две статуи Гора. Один из ракурсов двора украшает купюру в 50 египетских фунтов.
Первый гипостильный зал использовался для хранения одеяний священников (часть слева от входа) и в качестве библиотеки, проход в которую сохранился в стене, отделяющей зал от двора, справа от входа в зал. Считается, что на стенах зала здесь записан каталог книг, хранившихся в библиотеке.
Колонны классные. :)
Потолок закопчен, как водится, коптами, которые использовали древнеегипетские храмы для своих нужд, но росписи и рельефы считали погаными и всячески старались их извести. В Эдфу у бОльшей части рельефов были методично сбиты лица и открытые части тел, причем с самого низа до самого верха. Неповрежденными остались рельефы только в самой дальней от входа части храма - видимо, руки не дошли.
Образчики испорченного коптами рельефа - на колонне первого гипостильного зала и на стене второго
Центральный проход второго гипостильного зала, за которым находится святилище (потолок еще более черный, чем в первом зале)
Рельефы, до которых "руки не дошли". Обратите внимание на довольно внятно изображенную обнаженную грудь Хатхор - это тоже характерно для эллинистического периода. Раньше женские божества изображали с закрытой грудью.
Зайка, вероятно, предназначался в жертву храму
Во втором гипостильном зале мы повстречали белого котенка ужасающей худобы и, при этом, потрясающего оптимизма и ласковости. Мустафа сказал, что обычно котят при храмах подкармливают (в чем мы имели счастье убедиться чуть позже), но этот, со слов служителей, новенький, только сегодня появился. Надеюсь, этому котенку повезло и сейчас он выглядит более упитанным.
В одном из небольших залов вокруг наоса обнаружилась еще живность - летучие мыши.
Наос, кстати, является одной из двух сохранившихся с до-Птолемейских времен частей храма. Вторая - это оригинальный пилон, ориентированный традиционно по оси восток-запад (нынешний пилон, как и храм, построен по оси север-юг). Его остатки находятся за стенами перистильного двора справа от входного пилона, если встать к нему лицом.
Сейчас в наосе стоит модель священной ладьи. Алтарь для статуи божества пустует. Кстати, алтарь издалека выглядит серебряным (хотя на самом деле он из хорошо отполированного камня), а серебро в Древнем Египте ценилось дороже золота, потому что было редкостью.
Из святилища вышли в узкий проход между храмом и окружающей его стеной. Вообще, стенами все храмы окружали, но чаще всего (у более старых храмов) эти стены не сохранились. А тут - вполне себе.
Стены покрыты замечательными рельефами (местами попорченными варварами коптами) на тему противостояния Гора и его дяди Сета. Причиной противостояния было то, что Сет убил отца Гора Осириса и узурпировал его власть. Исида, мать Гора, родила сына исключительно для того, чтобы тот отомстил за смерть отца (по некоторым версиям, Гор был зачат уже после смерти Осириса путем собирания и затем воскрешения Исидой его разрубленного Сетом на куски тела). В итоге, понятное дело, добро (Гор) победило зло (Сета).
Справедливости ради стоит отметить, что Сет далеко не всегда был воплощением зла. Вообще, культы египетских богов с течением времени довольно сильно видоизменялись, божества различных номов (провинций) Древнего Египта то сливались в одно, то снова делились на разные. Сет изначально считался защитником бога солнца Ра, который один способен одолеть извечного врага Ра - змея Апопа, олицетворение Хаоса. Кроме того, в додинастический период и во времена Раннего царства Сет считался покровителем Верхнего Египта. В титулах фараонов Раннего царства (2 династия) имена Гора и Сета сочетаются и обозначают понятие "царь", возможно, как раз символизируя единство страны и одновременно демонстрируя, что в те время Сет не был "плохим", демоном. В храме Рамзеса II в Абу-Симбел есть рельеф, изображающий Гора и Сета коронующими фараона. Фараоны 19 династии носили имя Сета (Сети I, Сети II и т.д.). Трактовка Сета как однозначного антагониста добра появилась уже в после Третьего переходного периода (21-25 династии) и особенно развилась именно при Птолемеях, построивших храм в Эдфу.
Копты, к сожалению, на внешних стенах тоже очень хорошо постарались.
Бегемот, на котором стоит Гор, олицетворяет поверженного Сета
На выходе из храма, в стандартном для данных мест ряду сувенирных лавок (надо сказать, бОльшая их часть была закрыта) Мустафа предложил нам экипироваться к грядущему сегодня "египетскому" ужину. Но предусмотрительные мы закупились подходящими нарядами еще накануне на корабле в сувенирной лавке с весьма богатым выбором и крайне обходительным мальчиком-продавцом. Наверное, получилось дороже, чем "на берегу", зато куда спокойнее. Варя, правда, от нового наряда отказалась, променяв его на линейку с головой Сфинкса (Денису даже не предлагали - бесполезно). Но Женя, Тёма и я успешно блеснули и собрали кучу комплиментов от куда менее хорошо подготовившихся соседей по круизу (фотопруф в одном из будущих постов).
Еще немного местного колорита на обратном пути к пристани.
По возвращении на корабль нас ждал обед и отплытие в Ком-Омбо.
Во время этого перехода Мустафа организовал нам посещение рубки капитана с параллельным осмотром мест, где резали песчаник для многочисленных египетских строек начиная с 18 династии и до греко-римского периода.