"Новая Газета" от 13.02.09. Немного обо мне.

Feb 13, 2009 17:55

Переходите по ссылке!!





Сначала взгляд радостно спотыкается о Женину сценографию, потом о фамилию в программке. НикОноров, несмотря на ожидаемый корень от имени Никанор («победитель» с греческого). Дальше мелкие, но важные отличия только множатся. Из Чебоксар, из семьи кукольников поехал учиться в нетеатральный вуз, в Строгановку. Изучал архитектуру и дизайн. И все равно вернулся, вырулил к театру. На последних курсах позвонил Сергею Бархину, он тогда открывал курс сценографии в ГИТИСе. Принес студийные работы и неосуществленные проекты, прихватил и строгановские учебные работы. Бархин посмотрел работы и сказал: «Женя, ты уже сложившийся мастер. Иди работай и набивай руку». Два года стажировался в «Ленкоме» у Шейнциса.

Со временем сложился собственный взгляд на сценографию. Не оформлять, а выражать суть, выстраивая целостный образ спектакля. Сценография, по Никонорову, - это режиссура, то есть создание высказывания, донесение не просто формальной пластической идеи, чему учат дизайнеров, а определенной мысли, своего понимания пьесы. Адекватность выражения здесь важнее оригинальности. Театр - искусство коллективное, поэтому нужно уметь сказать в нем свое слово, не разрушая целого. Создавая особое, личностное пространство, оставлять возможность актеру досказать что-то самому.

- «Двое в темноте» по пьесе Михаила Бартенева - наверное, первый спектакль в Москве 90-х о межнациональных отношениях. Ставили его в РАМТе, Молодежном театре. Любовь чеченского парня и русской девушки находила выход в сказочной ситуации - мальчик и девочка улетали на Луну в большом фонаре как в космическом корабле. Получался силуэт Луны с мальчиком и девочкой. Мне в детстве об этом читали сказку - о Луне с контурами мальчика и девочки, и я воплотил детское воспоминание. Огромный военный прожектор имитировал фонарь - металлические трубы, обшитые тканью и фанерой, и направленный сзади свет.

«Тайну пропавшего снега» делали в Таллинне. Снег часто пропадает как раз в Москве, а мы бродили с режиссером Николаем Крутиковым по Таллинну и раскрашивали историю девочки, которая нашла на какой-то забытой свалке так всем нужный снег. Мы любовно устраивали свалку на сцене - мятые бочки, автомобильные запчасти, заброшенный мир, куда никто не ходит, и именно там девочка нашла то, что все так ждали. Снег делали из мелких бумажных крошек и плотного синтепона. При театральном свете все материалы неузнаваемо меняются, и бумажную крошку можно рекомендовать всем городам, тоскующим по снегу. Над свалкой висела черная туча из полублестящей ткани, в конце она разворачивалась и шел роскошный пушистый снег».

Женя Никоноров любит работать с природными фактурами. Вода и сухая трава во «Фрекен Жюли», песок в «Иванове» и целый песочный занавес в «Спокойной ночи, мама». В «Не для меня» (спектакль идет на Малой сцене Театра имени Ермоловой) он использовал настоящие бревна, тяжелые и грубые.

Повод для бесконечных разговоров за вечерним чаем - театральный проект «Мистерия маленького Эйолфа» по пьесе Генрика Ибсена «Маленький Эйолф», в котором играет жена Таня Михайлова. Это вариант «театра художника», за которым теоретики видят будущее современного театра. В нем предметы (вода, камни, живые цветы) становятся полноправными действующими лицами. Cпектакль бродячий, он играется на разных площадках и изменяется в зависимости от нового пространства.

Евгений умеет воплотить в сценографии солнечное тепло и цвет ветра. Проверить это в ближайшее время можно в Театре Ермоловой на премьере Владимира Андреева по Александру Вампилову «Исповедь начинающего».

Екатерина Васенина

13.02.2009

Маленький Эйолф, Материалы, Русский театр Эстонии, Стринберг, Моя общая тетрадь, Театр им. Ермоловой, Тайна пропавшего снега, Театр художника, Чехов, Принц и нищий, Интервью, Иванов, Мысли, Рождение образов, Вампилов, Двое в темноте, Ибсен, Спокойной ночи мама, Исповедь начинающего, Моя фотохроника, РАМТ, Сценография, Фрекен Жюли

Previous post Next post
Up