Владимир Дзякевич
Здравствуйте Евгений! Хотелось бы, чтоб вы рассказали немного о театре художника и о роли сценографии в нем. А еще считаете ли вы театр художника естественным развитием традиционного театра?
Елена Тартаковская
Евгений, у меня вопрос о приоритетах. Многие художники приходят в театр из смежных областей: Вы, например, из интерьера, Полина Адамова - из полиграфии. Что для Вас было раньше: театр или дизайн? И если театр (зная, что Вы выросли в театральной семье), то почему Вы пошли учиться в Строгановку на факультет интерьера? Почему не в театральный? Намеренно или случайно?
Иван Болотов
Здравствуйте! Давно мечтаю поставить спектакль с теневыми декорациями. Насколько это вам представляется перспективным?Спасибо!
Добрый день! Спасибо за вопросы.
Театр художника, на мой взгляд, это естественное продолжение режиссерского театра. Визуальный ряд всегда активно используется и вплетается в ткань спектакля разными режиссерами, и нет сомнения, что сценография является составной частью режиссуры.
Театр художника - это театр, где предметный мир существует наравне с актером. Это говорящая среда, создание высказывания, вычленение сути пьесы, ее основной идеи, через предметы, наполненные энергией.
В театр приходят работать разные художники, многие из них пришли из архитектуры. На мой взгляд, это происходит потому, что сценография - это прежде всего работа с пространством, создание драматургии пространства, не плоских картинок, а объемных композиций. Мне тоже были интересны объемы, коробки, интерьеры. Но в театр я пришел, пройдя многочисленные студии, попробовал себя и в качестве декоратора-бутафора, и актера. Так как мы существуем в синтетическом виде искусства, необходимы знания из смежных областей.
Театр теней - это древний жанр, но от этого он не потерял своей актуальности. Я часто вижу его в разных спектаклях и даже сам использовал его приемы. Это тоже разновидность театра художника. Но я предпочитаю не замыкаться на одном, сочетать разные приемы. Я за режиссерско-художественно-актерский театр.
Полина Адамова
Не кажется ли вам, что вы много на себя берете, называя себя режиссером-сценографом? Ведь огромная часть режиссуры - это тонкая и подробная работа с актером. Конечно же основная разработка идеи и ее формы - это совместная работа с режиссером, и участие сценографа в репетициях тоже очень важно, но... как говорит Бархин: в театре режиссер - Царь, а художник - Бог. И если этого не придерживаться, Бог получится "без царя в голове". Почему же профессиональная скромность вам не мила?
Альберт Якубов
Евгений, я цитирую Вас: "...Театр художника-это театр, где предметный мир существует наравне с актером, говорящая среда..." Вам не кажется, что во многих современных постановках много "дизайна" (предметов), сплошные разговоры и отсутствие действий.
Ольга Гусак
Здравствуйте, Евгений! Мне кажется, что в современном театре , я имею в виду профессиональный театр, существует проблема именно профессионализма. Я согласна с Полиной Адамовой. По-моему, режиссер должен заниматься своей профессией, а художник своей. Самое главное, чтобы они были единомышленниками. Если предметный мир заменит собой внутреннее содержание, по-моему это неудача постановки, театр держится на актере, а не внешней среде.
Елена Тартаковская
Не знаю, что ответит Евгений, но я поняла его не так однозначно. По-моему, он не имел в виду замену актера и режиссера сценографом. Но на это он сам ответит. Я лишь хотела написать, что есть такой вид театра, где пространственное решение или выбор стиля является основным приемом, вокруг которого строится спектакль. Строится режиссером и актерами, но в основе - идея художника. Таков, например, театр Юрия Погребничко, стиль которого был создан совместно им и его другом художником Юрием Кононенко. Кононенко, увы, давно умер, но, насколько мне известно, стиль, созданный совместно режиссером и художником, до сих пор поддерживается театром, и новые художники считаются с ним, как с изначальной данностью.
Конечно театр - это прежде всего коллективное творчество, и высказывание каждого из участников должно укладываться в единое решение, создавать ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ спектакля. И тут режиссер, сценограф и актер идут в одной упряжке.
Я называю себя не режиссером, а режиссером-сценографом. Т.е. сценография - это часть режиссерского замысла, где "тонкая и подробная работа с актером" вписывается в конкретное пространство, а замысел рождается в СОВМЕСТНОМ диалоге. Я говорю о таком театре, где невозможно разделить художника и режиссера, где сценография, среда являются определяющими в спектакле (или по крайней мере, в какие то моменты). Это ПО-РАЗНОМУ присутствует в работах Шейнциса, Боровского, Крымова, Кочергина, Свободы, Фраера, Уилсона и т.д.
"Дизайн" не имеет никакого отношения к театру, потому что необходимо донесение не просто формально-функциональной пластической идеи, чему учат дизайнеров, а определенной мысли, своего понимания пьесы. Здесь предметный мир одухотворен и часто помогает выводить сюжетную историю, приподнимает над бытом. Театр держится не только на актере, а на драматургии, на конфликте, взаимодействии актера и среды, партнеров, текста, зрителя и многих составляющих (а был даже театр совсем без актера - театр Гонзаго). Так что от нас зависит, какой театр мы выбираем.
Полина Адамова
Ну что ж, значит разница в формулировках. Художник-постановщик - понятие давно существующее. И именно так писался и Боровский, и Кочергин. И оно мне милее, наверное еще и потому, что в слово Художник вмещается еще и работа над костюмами, а не только сценография. Тогда, насколько это мне удается, я действительно могу отвечать за целостный мир, который рождается вместе со спектаклем. Костюмы - это еще более подробная разработка и конфликта, и образа в целом (конечно же, в продолжение основной идеи).
Видимо, да. Можно как угодно писать: ХУДОЖНИК, ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК, СЦЕНОГРАФ, РЕЖИСЕР-СЦЕНОГРАФ. Суть одна, просто я говорю, что художник в театре прежде всего режиссер, а потом художник.
Термин СЦЕНОГРАФИЯ включает в себя и костюмы, но так как-то повелось - КОСТЮМ писать отдельной строкой. Я стараюсь делать и костюм и сценографию вместе, костюм вписывается в пространство, подчиняется ему или существует в конфликте.
Александр Пономарев
Как уважаемый Евгений относится к творчеству его тёзки и коллеги Евгения Гришковца?
Татьяна Хазановская
Скажите пожалуйста, когда вы работаете над сценографией к спектаклю, насколько глубоко вы изучаете все, что связано с автором пьесы: его жизнь, эпоху, в которой он писал и все, что с этим связано? Или основным толчком для вдохновения является ваше восприятие лит.материала, без углублений в теорию?
Иван Болотов
Бывают ли у вас расхождения с замыслом режиссера?
Ольга Гусак
Конечно, главными составляющими постановки являются драматургия и актер. Если художник по костюмам профессионален, то, конечно, он знает, что существует такое понятие, как "драматургия костюма", а если костюм сам по себе или просто не подчиняется общей идее спектакля, как пишет Елена, то это вообще никуда не годится, видимо так, как говорится, "с улицы пришел".
Гришковец, на мой взгляд интересный автор и исполнитель, мне нравится его маленький авторский театр.
Когда берешься делать хорошую пьесу, опираешься на личное восприятие материала; хороший текст, при внимательном прочтении, сам не дает уйти в сторону, держит тебя. И обязательно собираешь сначала как можно больше материала, связанного с пьесой, эпохой, автором. Влияет еще место, где ставишь, режиссер, театр и т.д. У меня есть собственный проект "Мистерия маленького Эйолфа", это символическое действие по пьесе Ибсена. Мы провели исследовательскую, филологическую работу по "Маленькому Эйолфу", плюс мы всегда делаем привязку к месту, где его показываем.
Если возникают непреодолимые расхождения с режиссером, то мы просто не работаем вместе. Понимаете, наши замыслы должны совпадать. Мы читаем автора, потом встречаемся и ВМЕСТЕ находим что-то главное, что сближает драматурга, режиссера и меня, пьеса прорастает внутри нас. Это всегда очень интимный процесс.
Повторяю, главное в театре - драматургия. Это основа и для актера, и для режиссера-постановщика, и для режиссера-сценографа (включаю сюда пространство и костюм), и для композитора, балетмейстера и т.д.
Воля режиссера все определяет, складывает спектакль в стройную композицию. И именно он определяет, НА ЧЕМ БУДЕТ СТРОИТСЯ спектакль: или на актере (его драматической игре и его пластике), или на музыке, или на визуальном ряде, объемных картинах (как в театрах Захарова-Шейнциса, Уилсона, Крымова), или, как бывает чаще, на совмещении разных приемов. В отсутствие режиссера эту роль обязательно кто-то берет на себя. Я стараюсь в работе быть со-режиссером спектакля. И всегда все подчиняется общей драматургии.
Елена Тартаковская
А проект по Ибсену - это спектакль, хепеннинг, выставка? Расскажите, пожалуйста, подробнее.
"Мистерию маленького Эйолфа" мы назвали символическим действием, это небольшой спектакль по малоизвестной пьесе Ибсена "Маленький Эйолф". Он играется на разных площадках, и везде по-новому выстраивается его форма и дополняются смыслы. Мы не разыгрываем сюжет впрямую, мы пытаемся передать его через предметы, которые становятся знаками, символами. Мы стремимся воздействовать и на сознание, и на подсознание зрителя (подробнее на моем сайте: enikonorov.com).
Иван Болотов
Насколько ваш режиссерский замысел зависит от бюджета спектакля?
Замысел не зависит, а вот бюджет зависит от замысла.
В момент рождения идеи не думаешь о деньгах.
Вообще всегда все по-разному, когда начинаешь работу с конкретным театром - ориентируешься, что можно здесь сделать, а чего не получится.
Иван Болотов
Т.е. каждый спектакль, как проект в новом театре, или при этом есть "постоянное место жительства"? И такой нескромный (простите) вопрос: зарплаты хватает?
Я "свободный художник" и работаю в разных театрах.
Ольга Гусак
Евгений, каждого свободного художника, по-моему, может попытаться "задавить" денежный мешок, который постановку субсидирует. Вы с этой проблемой сталкивались? Или обошлось?
Я больше работал в государственных театрах и не испытывал больших проблем с финансированием, т. е. когда договорился уже, рассчитываешь на эту сумму. Я не сторонник дорогостоящих проектов, надо стараться выразить большее, сказать большее меньшими средствами. Конечно, бывают сложности при воплощении, но это всегда решается, главное быть настойчивым.
Иван Болотов
Бывают ли какие-то добавления к сценографии, когда спектакль уже в прокате?
Вообще-то этого делать нельзя (авторское право), только согласовывая. Но незначительные могут быть.
Елена Тартаковская
Евгений, большое спасибо за участие в нашем блице!
Желаем творческих успехов!