Простите, буду о грустном.
Я сейчас готовлю несколько презентаций об инклюзивном образовании аутистов. В том числе о том, как говорить с родителями «обычных» детей о том, что в их класс придёт ученик с особенностями.
Понятно, что родители боятся и протестуют. Это совершенно нормальная реакция. Каждый родитель хочет оградить своего ребёнка от возможных проблем. А они в такой ситуации действительно могут возникнуть, если заранее не предусмотреть всё возможное и невозможное. И не только предусмотреть, но и предупредить. Нормальная инклюзия в этом и заключается - чтобы проблем не было ни у кого из участников образовательного процесса. И чтобы все от инклюзии только выиграли. Понятно, что это идеал, и жизнь умеет подкидывать сюрпризы, но стремиться к этому необходимо.
И очень вовремя попадается мне опрос, проведённый tut.by: хотели бы вы, чтобы за партой с вашим ребёнком сидел аутист? Просто бесценный материал для работы.
Большинство протестных реакций мне знакомо, и я знаю, что можно ответить. Но я теряюсь от таких вот вещей:
категорически против того чтобы *особенные* учились рядом с обычными детьми. Оба ребенка получат психологическую травму. Один из-за того что неполноценный, а второй потому что он обязан относится ко второму со вниманием.Травма у обычного ребёнка из-за того, что он обязан внимательно относиться к ребёнку с особенностями... Честно - я не знаю, что на это ответить. Потому что это в чистом виде она, тотальная неготовность общества к инклюзии, о которой так любят говорить чиновники, когда мы приходим просить денег на тюторов и прочие вещи, без которых инклюзия аутистов обречена.
Возможно, у вас сейчас тоже появились вопросы и протесты по поводу того, что необычные дети могут вскоре придти в обычные школы. Не имею сейчас возможности подробно расписывать технологии инклюзии, но хочу подчеркнуть, что грамотная инклюзия никогда не строится на ущемлении чьих-то интересов. Хорошо должно быть всем без исключения.
Вот только это требует денег и труда. Больших денег и большого труда. Но больше всего тормозит работу не отсутствие денег (не говорю уже о том, что есть, разумеется, люди, готовые работать). Труднее всего победить убеждение, что тем, кто хоть немного не такой, надо отгородить заборчиком специальное место, и пусть они там живут и не тревожат своим присутствием нормальных во всех отношениях людей.