«Моду придумывают кутюрье-гомосексуалисты, ненавидящие женщин (или мужчин - опционально)», - гласит народная мудрость. Мы, люди в теме, привычно морщимся. Эта сентенция очень уж наглядно и зло демонстрирует, что нынешние показы коллекций - действо преимущественно для своих. Случайный человек, наблюдающий дефиле по телевизору или рассматривающий фотографии на style.com, подобен туристу в чужой стране, языка которой он не знает. Вроде что-то местами даже понятно, проскальзывают знакомые слова и названия, где-то помогает экспрессия, но в целом... Просто весёлый шум и мешанина пёстрых красок.
Коллекции именитых модельеров, недели моды, лукбуки, шоурумы - сердце современной индустрии моды. Это её они питают и приводят в движение. Журналы, фотосессии, каталоги, бутики, фэшн-блоги - вторая волна. По сути они являются посредниками между трендсеттерами и дизайнерами с одной стороны, и потребителями с другой. Современная мода нуждается в переводчиках: стилистах, имиджмейкерах, фэшн-журналистах, редакторах, колумнистах, армии fashionistas и знаменитостей. Они растаскивают тенденции по кусочкам, они показывают, как это может выглядеть не в идеальной среде подиума, а на улицах реальных городов.
Современный показ содержит слишком много контекстов, связей и уровней смысла. Уже никакая специально обученная тётенька с микрофоном - «лёгким движением руки брюки превращаются... превращаются... брюки превращаются в элегантные шорты!» - не способна прокомментировать показ в реальном времени. На подиум выходит не готовый к употреблению рафинированный продукт, а сгусток идей огромной плотности.
Этого надо было ожидать. С развитием интернета скорость распространения информации возросла на несколько порядков. Снимки показов оказываются в сети сразу по окончании дефиле, и они доступны всем. Можно смотреть, сравнивать, искать параллели, примерять на себя и на других образы и силуэты. На несколько порядков возросло и количество людей, публично обсуждающих тенденции, образы, стиль. Уровень среднестатистической сегодняшней дискуссии о костюме и моде вполне соответствует уровню специализированной прессы доинформационной эпохи.
На этом фоне становится возможным и качественный скачок профессионалов. Они уже не боятся быть непонятыми - ведь за ними идёт вторая волна; она состоит из огромного числа людей, готовых трактовать и трансформировать их идеи и передавать их дальше. На подиумах идёт напряжённое переосмысление наследия истории костюма и моды, а также истории культуры и просто истории. Размываются границы стилей, на первый план выходят образы, унификацию сменяет индивидуальность. Силуэты, детали, формы превращаются в графемы, а мода в целом - в набор знаковых систем. Актуальные тенденции вмещают такое количество образов, что задача быть немодным становится довольно трудной.
С этих позиций становится ясно, в чём проблема людей, считающих, что моду выдумывают муже- и женоненавистники нетрадиционной ориентации: они воспринимают как рекомендацию и образец для подражания то, что таковым не является. Понятно раздражение людей, которые сталкиваются с явлением, которое не могут трактовать, поскольку не имеют нужных ключей. Но на данном этапе развития моды можно лишь принять текущее положение дел. И либо учить «язык», либо пользоваться услугами переводчика, либо погрузиться в водоворот пёстрых красок, надеясь выловить в нём что-то своё.