Предыдущие посты серии "Рациональный гардероб" см. по одноимённому тегу.
Напомню: в предыдущих постах мы рассмотрели первых кандидатов на роль универсального цвета - чёрный, белый и серый. Все они с некоторыми оговорками могут справиться с ролью основы гардероба. Их особая по отношению к другим цветам роль объясняется тем, что ахроматическая гамма по сути является светлотной градацией суммы всех остальных цветов (да, я умею замысловато завернуть, причём экспромтом, да так, что самой через пять минут уже непонятно). Ну, то есть если поверхность кажется белой - значит от неё отразились все цвета спектра. Если чёрной - то все поглотились. Серая - часть полного спектра поглотилась, часть полного спектра отразилась. Ахроматические тона претендуют на некую универсальность по сравнению со спектральными по праву их прародителей. И претензия оказывается во многом обоснованной. В общем, читайте предыдущие посты.
А сегодня мы рассмотрим ещё одну группу цветов. Она не является прародительницей спектра, скорее это бедные родственники чистых цветов. Наших сегодняшних героев нет в радуге, хотя ахроматическими они не являются. Наверное, вы уже догадались, что это
гамма коричневых оттенков.
Родословная коричневого цвета.
Откуда берутся коричневые тона, если в радуге их нет? Рассмотрим цветовой круг (рисунок 1). На его радиусах - изменение цветов по светлоте. И тут с частью цветов происходит интересная штука. По мере затемнения и/или высветления они "перестают быть собой", т.е. цветовой тон меняется. Очень хорошо это видно на примере жёлтого. Жёлтый - самый светлый из спектральных цветов. Вы когда-нибудь видели тёмно-жёлтый цвет? Нет, потому что по мере затемнения жёлтый превращается... в жёлто-зелёный. А в оранжевой части спектра по мере затемнения и высветления возникают различные оттенки коричневого.
Рисунок 1. Цветовой круг
Это алхимическое превращение хорошо видно в окне выбора цвета программы Photoshop (рисунок 2). В правом верхнем углу окна расположен самый чистый, "родительский" цвет. По верхней стороне окна в сторону белого "родительский цвет высветляется, постепенно теряя насыщенность. По правой стороне окна вниз "родительский" цвет затемняется, постепенно насыщенность. По мере приближения к серой шкале (левая сторона окна) насыщенность оттенков снижается, они "сереют", к тому же теряя чистоту.
На рисунке 2 представлены скриншоты цветовых плоскостей для красного, оранжевого и жёлтого цвета. Видно, что в каждой из показанных здесь плоскостей возникают коричневые пятна различной формы и расположения. Для красных и жёлтых оттенков "коричневая зона" связана с уменьшением светлоты и насыщенности, для оранжевых она шире и захватывает ещё и светлую малонасыщенную зону.
Рисунок 2. Коричневая зона в красных, оранжевых и жёлтых цветовых плоскостях.
Примечание: на рисунке коричневые зоны показаны весьма условно и приблизительно. Цвета на границе этих зон могут восприниматься различно в зависимости от соседства с другими цветами (например, один и тот же цвет может казаться красным рядом с зелёным и красно-коричневым рядом с жёлтым, и т.п.).
Коричневый в гардеробе.
Итак, коричневый является "ослабленной" версией оранжево-красной части спектра. "Ослабление" заключается прежде всего в снижении насыщенности. Из
статьи о соподчинении цветов мы должны помнить, что снижение насыщенности делает цвет фоновым, второстепенным. В этом смысле коричневый - второстепенный по определению. Чистого коричневого не существует в природе (чистыми могут быть только спектральные тона). Да, в пространстве коричневых оттенков есть свои градации насыщенности и светлоты, но даже самый броский, интенсивный коричневый (например, терракота или охра) проигрывает большинству основных цветов.
Единственные оттенки, с которыми интенсивному коричневому может повезти в конкуренции - это малонасыщенные варианты основных цветов (те, что можно назвать "запылёнными" или "сероватыми"). Такие сочетания могут быть довольно красивыми и своеобразными (рисунок 3), но надо признать, что их меньшинство в сравнении с теми цветовыми гармониями, где коричневому отводится далеко не главная роль. Претендентами на "победу" над другими оттенками являются: самые светлые коричневые (песчаный, цвет древесины клёна и берёзы, охра и т.д.) и самые насыщенные коричневые (терракота, охра, сангина, ржавчина, цвет древесины груши и яблони и т.д.).
Рисунок 3. Коричневая доминанта - исключение из правил.
В первом варианте коричневый выигрывает за счёт светлоты и теплоты, во , втором и четвёртом - за счёт светлоты, в третьем - за счёт насыщенности, теплоты и светлоты, в пятом - за счёт насыщенности. Кто не понял, о чём речь - читайте статью о соподчинении цветов.
В большинстве случаев коричневый играет всё же не главную роль в цветовой композиции. Это позволяет нам предположить, что мы нашли неплохого кандидата на роль универсального цвета. Так и есть.
С оранжево-красной и жёлто-оранжевой частями спектра коричневые цвета образуют родственные гармонии. Родственные - значит, все эти цвета имеют в своём составе какой-то объединяющий цвет (в данном случае - красный и жёлтый соответственно). Это мягкие спокойные тёплые гаммы. Основное условие хорошо подобранной гармонии родственных цветов - это...
Тут я рискну предложить вам решить эту задачу самостоятельно. Она трудна, и не факт, что кто-то докопается до правильного ответа, но поразмыслить самостоятельно иногда не помешает. Итак, внизу на картинке представлено множество родственных цветов красно-оранжевой гаммы. В эту гамму входят и коричневые. Предположим, вам надо выбрать два или три цвета из этой гаммы (один из них коричневый) для того, чтобы составить ансамблю костюма. По каким принципам вы будете их выбирать? Цвета приведены для примера, понятно, что в красно-оранжевой гамме их гораздо больше. подсказки есть в этом и других постах по тегу "цветоведение".
Задача на составление родственной гармонии с обязательным включением коричневого цвета. Цвета на картинке накиданы как попало, не ищите в них тайный смысл (хотя некоторые выводы о том, что красиво смотрится рядом, а что нет, можно сделать).
А наш разговор о коричневых цветах ещё будет продолжен. И правильный ответ я, конечно, напишу. Когда-нибудь... потом :)
Все права на статью и иллюстрации принадлежат мне. На перепечатку любой части статьи нужно спрашивать разрешение.
______________________________________________________________
Все посты проекта "рациональный гардероб" были, есть и будут абсолютно бесплатными для личного некоммерческого использования. Но если у кого-то возникнет желание поддержать проект материально - в профайле есть номера электронных кошельков.