В идеале должны диагностировать до двух лет. Детский мозг ещё очень пластичен, и при грамотной коррекции к школе ребёнок будет почти неотличим от сверстников. Но это в идеале. Увы, ранняя диагностика пока редкость, особенно в России.
Ключевой симптом всех расстройств аутистического спектра - нарушение социального взаимодействия. Также могут быть сенсорные нарушения (гипер- и гипочувствительность к звукам, запахам, вкусам, свету, прикосновениям). Могут быть повторяющиеся стереотипные действия и навязчивые интересы. Могут быть нарушения речи. Но диагностику затрудняет то, что аутисты очень разные, и набор симптомов тоже может быть различный.
Настораживать должны такие признаки: - ребёнок не отзывается на своё имя: - ребёнок порой кажется глухим, хотя проверка слуха показывает, что он хорошо слышит; - не интересуется людьми; - не смотрит в глаза или смотрит как бы сквозь человека; - очень привязывается к определённым предметам и игрушкам; - не любит смену обстановки и режима, боится новых мест; - ходит на цыпочках; - любит кружиться, бегать кругами, подолгу качаться на качелях; - подолгу наблюдает за монотонным движением или сам производит монотонные действия (открывает и закрывает дверь, к примеру, или выключает-включает свет); - не любит быть на руках или жёсткая напряжённая поза, когда берут на руки; - не говорит; - повторяет слова и фразы, порой не к месту; - путает местоимения (называет себя "ты" и т.п.); - нечувствительность к боли, холоду; - и ещё много чего.
Важно понимать, что не обязательно все эти признаки присутствуют или заметно выражены. Могут присутствовать лишь отдельные признаки. А сами по себе все эти вещи ещё не означают, что у ребёнка аутизм (многое из перечисленного является нормой в определённом возрасте). Диагностика аутизма - дело сложное. При малейшем подозрении стоит поискать специалиста, который понаблюдает за ребёнком хотя бы час, чтобы сделать какие-то выводы.
К слову, у Стаськи почти ничего этого не было или было в неявном виде. Хотя первые подозрения у меня появились ещё в год. Но я себя успокаивала, что в глаза смотрит, общительный, ласковый и т.д. А проблемы потихоньку копились.
Если в вашем окружении есть ребёнок с РАС, в первую очередь пообщайтесь с его родителями и выясните, какие ситуации и действия могут вывести ребёнка из себя или причинить ему дискомфорт. И что он любит. Этот набор индивидуален. Своему ребёнку надо объяснить, что его товарищ, к примеру, не любит, когда громок разговаривают, ему больно от этого и т.п., то есть постараться предотвратить болезненные моменты.
Вероника, спасибо! очень сложна все-таки диагностика.... и вопрос квалификации медработников (и доверия родителей к их рекомендациям) стоит тут особенно остро. Вот, например, науршение социальных взаимодействий - то ли просто пока не умеет, то ли нужна профессиональная коррекция... А вот, кстати, с аутистами работает психолог? или психиатр? или комплексно?
В России - психиатр. Назначает лекарства, которые не лечат, но делают ребёнка удобным. И это ужас.
Хорошие результаты даёт длительная коррекционная работа с дефектологами, логопедами, психологами и т.д., специализирующимися на аутизме. Один из лучших коррекционных методов - прикладной анализ поведения. Специалистов в России пока очень мало, но ситуация сдвинулась с мёртвой точки. В любом случае, начинать надо не с лекарств, а с обучения и педагогической коррекции.
Это не диагностические критерии! Это именно звоночки, которые должны насторожить родителей. И сами по себе они ещё ничего не значат. надо смотреть картину в целом.
Шансы неплохие, если степень аутизма нетяжёлая, и нет серьёзной умственной отсталости. Знаю несколько женатых аутистов с детьми. К сожалению, шансы передачи аутизма по наследству достаточно велики (хотя вот тут очень сложно рассчитать и предсказать вероятности).
Сложно это все... Племянник с проблемами слуха, до 2 лет на руки шел и в глаза смотрел, а потом... Сейчас, в 5 лет, не общается и не говорит, действия хаотичные, с едой и туалетом проблемы. То есть ту насчет ранней диагностики вообще речь не шла, ему и сейчас аутизм не ставят, только слух, но явно проблемы есть и большие. Родители зарывают голову в песок и работать не хотят с ребенком.
Но все же не сидеть сложа руки и пытаться с ребенком играть и развивать его, а то игрушками он завален, а играть и налаживать диалог - это сложно и нудно с точки зрения мамы, проще за руку дергать и тащить, куда надо.
Ох, у меня в лагере была семья, которые с неговорящим 4-летним ребенком говорили только приказами: "Стой! Сядь"! или просто брали за руку и перемещали, куда им удобно.
К счастью, нам удалось донести до них мысль, что можно и по-другому налаживать контакт, даже если ребёнок молчит. И через год он уже говорил отдельные слова и включался в игры!
Да, про отдельный пост была бы очень благодарна. Потому что сама сейчас задалась вопросом: то что с моим ребёнком - это что? Врачи пока ничего не видят, куда бежать - не ясно. Из тот что видно: задержка речевого развития (говорит мало, то что говорит - очень нечётко), нежелание общаться с другими детьми (хотя со старшей сестрой ладит), хорошая координация движений, может быть усидчивой, но её невозможно заставить делать что-то, только если сама захочет. Не показывает глазки-ушки-носики - ей явно не интересно. Иногда делает вид что не слышит (мы даже на слух грешили). И очень сама по себе. И в глаза смотреть избегает. Соображалка развита хорошо. Показать что именно она хочет - может и умеет.
Ключевой симптом всех расстройств аутистического спектра - нарушение социального взаимодействия. Также могут быть сенсорные нарушения (гипер- и гипочувствительность к звукам, запахам, вкусам, свету, прикосновениям). Могут быть повторяющиеся стереотипные действия и навязчивые интересы. Могут быть нарушения речи. Но диагностику затрудняет то, что аутисты очень разные, и набор симптомов тоже может быть различный.
Настораживать должны такие признаки:
- ребёнок не отзывается на своё имя:
- ребёнок порой кажется глухим, хотя проверка слуха показывает, что он хорошо слышит;
- не интересуется людьми;
- не смотрит в глаза или смотрит как бы сквозь человека;
- очень привязывается к определённым предметам и игрушкам;
- не любит смену обстановки и режима, боится новых мест;
- ходит на цыпочках;
- любит кружиться, бегать кругами, подолгу качаться на качелях;
- подолгу наблюдает за монотонным движением или сам производит монотонные действия (открывает и закрывает дверь, к примеру, или выключает-включает свет);
- не любит быть на руках или жёсткая напряжённая поза, когда берут на руки;
- не говорит;
- повторяет слова и фразы, порой не к месту;
- путает местоимения (называет себя "ты" и т.п.);
- нечувствительность к боли, холоду;
- и ещё много чего.
Важно понимать, что не обязательно все эти признаки присутствуют или заметно выражены. Могут присутствовать лишь отдельные признаки. А сами по себе все эти вещи ещё не означают, что у ребёнка аутизм (многое из перечисленного является нормой в определённом возрасте). Диагностика аутизма - дело сложное. При малейшем подозрении стоит поискать специалиста, который понаблюдает за ребёнком хотя бы час, чтобы сделать какие-то выводы.
К слову, у Стаськи почти ничего этого не было или было в неявном виде. Хотя первые подозрения у меня появились ещё в год. Но я себя успокаивала, что в глаза смотрит, общительный, ласковый и т.д. А проблемы потихоньку копились.
Если в вашем окружении есть ребёнок с РАС, в первую очередь пообщайтесь с его родителями и выясните, какие ситуации и действия могут вывести ребёнка из себя или причинить ему дискомфорт. И что он любит. Этот набор индивидуален. Своему ребёнку надо объяснить, что его товарищ, к примеру, не любит, когда громок разговаривают, ему больно от этого и т.п., то есть постараться предотвратить болезненные моменты.
Reply
очень сложна все-таки диагностика.... и вопрос квалификации медработников (и доверия родителей к их рекомендациям) стоит тут особенно остро. Вот, например, науршение социальных взаимодействий - то ли просто пока не умеет, то ли нужна профессиональная коррекция...
А вот, кстати, с аутистами работает психолог? или психиатр? или комплексно?
Reply
Хорошие результаты даёт длительная коррекционная работа с дефектологами, логопедами, психологами и т.д., специализирующимися на аутизме. Один из лучших коррекционных методов - прикладной анализ поведения. Специалистов в России пока очень мало, но ситуация сдвинулась с мёртвой точки. В любом случае, начинать надо не с лекарств, а с обучения и педагогической коррекции.
Reply
Вероника, спасибо за этот пост и за ответы!
Reply
Какова вероятность, что аутист сможет создать свою семью и завести детей?
Reply
Шансы неплохие, если степень аутизма нетяжёлая, и нет серьёзной умственной отсталости. Знаю несколько женатых аутистов с детьми. К сожалению, шансы передачи аутизма по наследству достаточно велики (хотя вот тут очень сложно рассчитать и предсказать вероятности).
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Reply
К счастью, нам удалось донести до них мысль, что можно и по-другому налаживать контакт, даже если ребёнок молчит.
И через год он уже говорил отдельные слова и включался в игры!
Reply
Reply
Reply
Reply
На всякий случай, девочке 2 года 10 месяцев.
Reply
Leave a comment