Бывает так, что я езжу домой на электричке. И иногда покупаю в дорогу журнал "Русский репортёр" - потому что он дешёвый даже по забубенной вокзальной цене и потому что местами он очень даже интересный. И вот недавно зачиталась я в РР материалом про то, как у нас в стране функционирует целая система по снижению уровня грамотности и образования трудоспособного населения. И речь шла не об алкоголе или телевизоре или прочих растиражированных социальных бедах, а лишь о том, что все дети в определённый момент проходят ценз, который либо признаёт ребёнка годным к стандартной образовательной программе (и, соответственно, к полноценному шансу на дальнейшую грамотность и уровень образования), либо не признаёт. В последнем случае часто, увы, происходят трагические ошибки. Негодными к общеобразовательной школе признаются не умственно отсталые дети, а те, кто по причинам социального и педагогического характера не получил должной подготовки. Ну, например, мама занималась с бутылкой водки, а не с ребёнком. Или семья долгое время жила в глухой изоляции от реального социума. Помню, в одном учреждении я познакомилась с мальчиком, который в семь лет был изъят из семьи, жившей в невероятно далёкой и вымершей деревне. Он всех боялся, почти не говорил, а когда увидел цветные карандаши и ЧТО они делают с бумагой, заплакал, целовал их и прятал под подушку. Ведь это было Чудо... Конечно, такой человечек этот ценз не пройдёт и будет направлен в соответствующее учреждение, хотя при должных занятиях его можно развить и поднять до приемлемого уровня, повреждений физиологических головного мозга нет.
Ценз имеет приятно-округлое название - пээмпэка. ПМПК, психолого-медико-педагогическая комиссия. Создавалась она в своё время, конечно, с благими целями и с желанием сделать как лучше для конкретного ребёнка. Благие намерения с течением времени обозначили направление сами знаете куда, а вся конкретика исчезла, остался массовый, гребёночный подход. Критерии оценки интеллектуального развития расплывчатые, методики часто вызывают сомнения и у взрослых. Например, вот где живёт лиса? Правильно, в норе. Ответ "в лесу" уже считается не совсем верным, хотя, согласитесь, вес жизненный опыт подсказывает, что он тоже правильный.
Безусловно, в ПМПК можно встретить прекрасных профессионалов, старающихся искренне понять ребёнка и адекватно оценить его способности. Но на просторах нашей дикой родины чего только не бывает. Из личного опыта опять же - в одном учреждении в глубокой провинции детей чуть ли не поголовно записывали в школу 8 вида обучения (для умственно отсталых в легкой степени), потому что она находилась близко от учреждения и никого не надо было никуда возить... А ведь шансов вернуться обратно к стандартному образованию у таких детей не то чтобы совсем нет, но очень-очень мало. Это как клеймо, та самая лилия на плече, которая рушит все планы. Созывать повторную ПМПК, доказывать, что ты не дурак - очень сложно. В материале, про который я рассказываю, это хорошо описано.
В общем, нужны реформы. И есть даже проекты реформ. Проблема в том, что нужно сдвинуть с места десятилетиями устоявшуюся махину, а это так трудно! Но умные люди пытаются, и пусть у них всё получится!
А статью в РР почитайте, вот она -
http://www.rusrep.ru/article/2012/07/03/neuchi/ Отличная журналистская работа, кстати, всё толково и ясно рассказано тем, кто никогда этой темы не касался. Юлии Вишневецкой поклон и уважение.