Вдогонку к ЧАВИН - таинственные Сечин и Котош

Mar 31, 2014 13:31


Продолжение предыдущего экскурса.
Собственно, снова выдержки из книги Галины Гавриловны Ершовой

NB!
Не берёмся оспаривать мнение видного специалиста по Доколумбовой Америке, тем более что и приводимые здесь и в предыдущем посте привязки к мезоамерисканским древностям сделаны метко, и аргументированны вполне вразумительно.
Однако же, в том, что древности Куписнике, Сечина и Котоша входят в комплекс Чавин стоило бы усомниться.

Меж тем, продолжим изложение тезисов Галины Гавриловны..:

...Однако было бы ошибкой предполагать, что Чавин-де-Уантар был единственным церемониальным центром культуры Чавина. По данным последних десятилетий, известно около 20 святилищ, большинство из которых обнаружено в северной половине территории. Но далеко не везде проведены достаточные работы для полноценного описания того или иного археологического места.



Чавинский клыкастый бог-предок с кактусом
В долине Виру обнаружена прямоугольная пирамидальная постройка из двух блоков, со ступенями на одной из сторон. Она представляет особый интерес тем, что в ее пределах были обнаружены погребения четырёх лам. Три из них имели веревочную сбрую, их ноги были связаны вместе.
Всё это позволяет предположить, что ламы были принесены в жертву при возведении святилища.

В долине реки Непенья известно два церемониальных центра.
Первый - Серро-Бланко - представляет собой каменные стены, покрытые глиняным рельефным изображением кошачьей пасти и глаз, раскрашенным красно-кирпичным и зеленовато-желтым цветами. Второй центр - Пункури - это ступенчатая платформа с широкой лестницей, украшенной фигурными лапами и головами кошачьих, покрытыми краской. Под ступенями был обнаружен скелет женщины, принесенной, по всей видимости, в жертву при строительстве сооружения.

Следующая долина, расположенная еще ближе к югу, образована рекой Касма.
Здесь также известно несколько построек. В Мошеке и Паллке были возведены похожие пирамиды, облицованные камнем и с каменными лестницами.
В Мошеке были сделаны ниши, в которых оказались глиняные и каменные рельефы, изображающие змей, котов и людей. Они были выкрашены в белый, чёрный, красный, синий и зеленый цвета.

В той же долине была возведена громадная прямоугольная пирамида Сечин-Альто. С юго-западной стороны ступени поднимались на 35-метровую высоту. Фасадная часть была обращена к северо-востоку, то есть в сторону движения солнца.
Площадь комплекса составляла 300 / 250 м.



руины комплекса Сечин (датировки колеблются между 3500 и 1800 до н.э.)

На северном склоне горы Сечин был возведен ещё один комплекс,
получивший название Серро-Сечин.

...
Здесь на нескольких невысоких платформах стояло сложенное из конических адобов (сырцовых кирпичей) здание. Его фасад был ориентирован в сторону зенита солнца - на север.
Вдоль нижней платформы стоял ряд плоских стел, чередовавшихся с небольшими более или менее квадратными камнями. Практически все монументы были покрыты рельефами. Большинство изображений на стелах передавало мужскую фигуру в набедренной юбочке и сужающемся кверху трапециевидном колпаке и с палицей или дубиной в руках.

Ещё одно странное совпадение - у некоторых воинов как бы полосой очерчен глаз, совсем как у бога войны в Мезоамерике. У нескольких персонажей полоса на глазе, колпак и оружие отсутствуют, при этом они выглядят побитыми или ранеными, а у одного, похоже, и вовсе отрубили нижнюю часть туловища с ногами.




Складывается впечатление, что вся композиция посвящена неким военным событиям, где были победители и побеждённые. На маленьких камнях в основном изображены головы в профиль.

Некоторые исследователи предполагают, что речь идет о трофейных головах - эта традиция была распространена во многих обществах не только древнего Перу, но и всего Нового Света.




Примечательно, что рельефы на плоских стелах-камнях многим исследователям напомнили изображения так называемых сапотекских «танцоров» Монте-Альбана из мексиканской Оахаки. Однако сходство это заключается прежде всего в способе передач изображения человека - оно выполняется рельефом на плоском отдельно стоящем камне, при отсутствии условных элементов фона и перспективы.

[многие сейчас считают, что традиция Сечин не связана с Чавином, и, в свою очередь, существенно её старше.
Иные даже допускают, что она старше Норте-Чико, относя середине IV тысячелетия до н.э.(!)- Д.К.]



[Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура древнего мира. 2008] [http://kannelura.info/?p=8736]

Если отойти от Тихоокеанского побережья Перу и переместиться в высокогорные поселения на восточной границе территории Чавина, то следует обратить внимание на такой важный и крупный центр, как Котош. Он расположен в верховьях реки Мараньон, южнее Чавин-де-Уантар и чуть севернее Лаурикочи.

...Долгое время Котош рассматривался как культура, предшествовавшая Чавину, поскольку её появление относится к так называемому «докерамическому периоду» (рубеж III и II тысячелетий до н.э.). Однако эта дата не намного превышает древность первых чавинских памятников, относящихся примерно к 1800 году до н.э.

[вот и здесь Галина Ершова уверена, что памятники вроде Куписнике УЖЕ являют собой чавинскую традицию. Отсюда и ранняя датировка.
Но изрядная часть перуанских исследователей с этим на данный момент не согласны, и эти традиции разводят]

Котош начали копать японцы в 1960 году и обнаружили в толще жилого холма перекрывающие друг друга горизонты зданий. Их оказалось девять.
В самом нижнем и самом древнем оказался храм, получивший название «Храм скрещенных рук».

Странный рельеф, изображающий скрещенные руки, располагался на внешней стене храма под нишей с костями животных.
Знак этот настолько отличается от обычных для того времени изображений, что искусствоведы считают его «первым памятником декоративной архитектуры в Центральных Андах».
Майкл Ко предполагает, что этот знак мог быть и космическим символом.

Можно, конечно, пытаться реконструировать каждый из девяти этапов существования Котоша, но эта тема не столь увлекательна - перестройки зданий, обнаружение очагов, поэтапное изменение формы сосудов и орнаментов.
Любопытнее другое.



Например, в толще пирамидального холма было обнаружено целых 46 погребений. Древнейшее из них представляет собой каменный ящик, который оказался совершенно пустым: ни покойника, ни вещей!
Такое известно и по Мезоамерике - достаточно вспомнить саркофаг в Ла-Венте, где также отсутствовал скелет - но зато были аккуратно сложены все украшения. В более поздние периоды покойников в Котоше стали хоронить в каменных ящиках или закрытых камнями ямах. Их помещали в сидячем положении, лицом на восток. Часто в погребение клали один сосуд. Еще позже мертвых стали укладывать на бок.
Эти мучительные поиски того, как уложить покойника-эмбрион в землю-матку, отражают изменение представлений об устройстве мира.
Сидячее положение предполагает более механистическое отождествление символов с реальностью - в этом случае голова направлена в сторону выхода из матки, к свету и воздуху. Укладывание скорченного покойника на бок является лишь констатацией его возвращения в лоно матери.
Путь ухода к мертвым или же возрождения у живых определяется через ориентацию лица (глаз) умершего. Если оно повернуто в сторону появления и движения солнца, то речь идет о возрождении. Если же оно направлено туда, где солнце исчезает, то считается, что покойник должен отправиться в страну мертвых.

Многое о быте живых в Котоше можно узнать по сохранившимся предметам из камня.
Здесь было много Т-образных топоров, 30-сантиметровой длины и 3-сантиметровой толщины. Были клиновидные полированные топоры, молоты, кирки, трапециевидные ножи и орудия типа долота. Встречается много разнотипных наверший палиц и каменные шары «болас».
В поздние периоды Котоша появились зернотерки. Эти древние жители изготовляли зеркала из гагата, которые, скорее всего, использовались в ритуальных и астрономических целях.


Шобингер писал о Котоше и подобных ему древних комплексах:
«В большей степени, чем развитие экономики, техники и живописи, примером „великих перемен“ в образе жизни людей каменного века, составлявшего ту основу, на которой позже сложились высокоразвитые американские культуры, являются величественные храмы. Они напоминают как тот, о котором речь шла выше, так и другие, находящиеся в том же районе, но еще не раскопанные»...

Мастера Чавина, прежде всего в северных центрах территории, были искусными ювелирами. В основном можно говорить лишь о работе с золотом и, меньше, с серебром. Правда, в Котоше найдены и предметы из меди - игла и мелкие подвески, свернутые в виде колокольчика.
К настоящему времени обнаружены как раскатанные листки золота, так и предметы из этого металла.



Чавинцы владели достаточно сложной техникой работы с металлами.
Из золота создавались изысканные украшения. Это были ушные вставки, обручи на голову, браслеты, подвески, бусы, кольца, навершия посохов, щипчики, булавки, ложечки и разнообразные фигурки.




Предметы хозяйственного назначения изготавливались из камней, в том числе и полудрагоценных, кости, раковин и дерева. Это были каменные молотки, наконечники копий, ступки, круглые сосуды, иглы, ножи, ложки. Из растительных волокон плелись сети, корзины и циновки.

Несмотря на временную отдаленность этой культуры, в распоряжение археологов попали предметы, свидетельствующие и о достижениях древних ткачей. Конечно, сохранилось не так много образцов цветных тканей. Но и этим находкам мы обязаны жаркому климату пустынного побережья. Ткани в основном сохранились в погребениях - это погребальные покрывала, которые изготовлялись с особой тщательностью.

Фрагментов одежды под этими покрывалами пока достоверно не обнаружено.
Возможно, что было не принято одевать мертвых в одежду живых, чтобы облегчить им возрождение.

Но не исключено, что основная одежда представляла собой простейшие варианты использования прямоугольных полотен - наподобие пончо.
Даже в изображениях на керамических изделиях мы редко видим детали одеяний, за исключением головных уборов. А отличить пончо от погребального покрывала зачастую практически невозможно.

Большинство сохранившихся тканей изготовлено из хлопка.



Нити ровной толщины сучились с помощью глиняного веретена. В большинстве случаев прямоугольные полотна ткались с помощью двух перекрещивающихся основ и двух утков.

Основным фоном были тканые полосы или клетка, наподобие шотландки, коричневого и белого сырцового цветов. Для цветных и сложных рисунков использовались дополнительные техники - вышивание или даже элементы ковроткачества.

Сюжеты цветных рисунков на тканях, изображающие кондоров и кошачьих, полностью совпадают с изображениями на керамике, мелкой пластике и рельефных панелях.
Сохранилось совсем мало образцов изделий из очень тонкой ткани, наподобие марли или газа.

См. также:

* Башилов В.А. Становление древнейших цивилизаций // История ПЕРУ с древнейших времён до конца ХХ века.- М.: Наука, 2000. - 476 с.
* Зубрицкий Ю.А. Древнейшие перуанские цивилизации // сборник "Культура Перу" (1975)
* Сечин-Бахо - Сама старая монументальная постройка Нового Света // "Знание - Сила". - октябрь 2009.
* Кубатьян Григорий Жестокие эксперименты в Сечине
* Кровавые стены Сечина // "Тайны ХХ века. Золотая серия" - №5-с - 2012.
* wiki: "Chavín culture" + * wiki: "Raimondi Stela"
* wiki: "Cerro Sechín"
* David Crews The Raimondi Stela and Chavin Shamanism
* фотосет A.Davey: «The Monoliths of Cerro Sechin Peru, 1972
* фотосет Boring Lovechild: «Temple of Kotosh»

мнения, архаическое искусство, памятники старины, Доколумбова Америка, цивилизационные процессы, наука

Previous post Next post
Up