Китайский единорог Цилинь

Jan 16, 2014 16:16


Европейская легенда о Единороге и Деве нам в общих чертах знакома.
Подчас в популярных ресурсах всплывают отсылки на дальневосточного единорога - Цилиня.
Временами даже провозглашается, что в Китай эту легенду занесли, де, иезуиты в XVI веке.
Пора отделить зёрна от плевел!
Итак,

Китайский единорог Цилинь


Цилинь - (кит. упр. 麒麟, пиньинь: qílín) - считается одним из благовещих волшебных животных Поднебесной. И наряду с луном (драконом), фэнхуаном (фениксом) и гуй (черепахой), является символом одной из сторон света (вместо Белого Тигра). Самца-единорога называют ци, а самку линь, так что совместно это создание служит своеобразным животным сочетанием «Инь-Ян».

Безусловно, это «химера»: обликом цилинь сходен с оленем, однако имеет драконью морду и бычий либо медвежий хвост; чешуйчатая шкура его пятицветная, празднично окрашенная, а голос подобен звону колокольчиков. Как правило, у него несколько рогов, но рога у самца мягкие на конце и не пригодны для боя. Природа его огниста, и чаще всего его изображают с огненными всполохами.

...Он живёт не менее 2000 лет, но увидеть его дано только избранным (так, видели его незадолго до смерти Конфуция). Подобно европейскому единорогу, цилинь символизирует долговечность и благополучие. Благодаря этому его изображения часто наносились на предметы императорского обихода. Император Канси повелел носить нагрудные нашивки с изображением цилиня обладателям высшего военного ранга Поднебесной (раньше они ассоциировались со львами).

Основные черты его характера - доброта, проницательность, мягкость и сострадание ко всему живому. Цилинь как воплощение буддийского принципа непричинения вреда избегает наступать на живых существ, насекомых и мять траву копытами: он способен ходить по воде, как посуху.
Он считается вестником счастья, и его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного монарха. Цилиня часто видели в безмятежные времена правления императоров Яо и Шуня; также существует легенда, что он появлялся в дни, когда родился Конфуций.
Считается, что увидеть его можно лишь во времена благоденствия и процветания - энергии смуты и грубости губительны для него.




Цилини манчжурского времени...

Чуть более подробно:

Традиционно цилиня принято называть китайским единорогом.
Такое отождествление сформировалось в результате попыток прибывших в Китай христианских миссионеров вписать здешний фольклор в рамки знакомых им европейских представлений о животном мире Востока. Однако общего у китайского единорога и европейского - лишь единственный рог, в остальном же они принципиально разнятся.


В китайской мифологии это - чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше.
В фэн-шуй символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Рекомендуется использовать изображения или статуэтки цилиня женщинам, желающим иметь ребенка. Размещение - талисман должен быть обращен к выходу из помещения.

В энциклопедии «Мифы Народов Мира» сказано, что
«Существуют различные описания Ц., отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаическому принципу уподобления отдельных частей Ц. частям тела реальных животных: у Ц. тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по другим версиям, бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зелёные Ц.). [и чешуя - Д.К.]
Когда Ц. идёт по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки, он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками.
По некоторым представлениям, Ц. может даже летать или ходить по воде, словно по земле.
(...)Древние авторы рассматривают Ц. как воплощение морально-этической категории - жэнь ("человеколюбие", "гуманность")(...)
Отличительным признаком Ц. является его неострый рог, которым он не может причинить вреда.(...) Существуют различные толкования символики, связанной с наличием у Ц. одного рога: по одним,- это символ объединения страны в единое государство, по другим,- символ единовластия государя».

В даосских преданиях верхом на цилине странствуют бессмертные мудрецы (свита Си-ван-Му).
В древности существовало много легенд о появлении и поимке цилиня - и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами «поймали линя», вошедшими в поговорку, заканчивает Конфуций свою летопись «Чуньцю» («Вёсны и Осени»).

Считалось, что появление Ц. несло с собой умиротворённость и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца. Якобы это случилось при рождении самого Кун Цзы.

По легенде, «Однажды, прекрасная молодая девушка по имени Чин решила посетить древний храм.
Когда она пришла туда, ей явился цилинь, который выронил из пасти небольшой кусок нефрита прямо ей в руку. Затем чудесный зверь опустился перед ней на колени и пребывал в таком положении в течение двух часов.
Чин уж не знала, что и делать. Наконец она догадалась: выплела из своих волос белую ленту и повязала её на рог цилиня, который тотчас удалился. Только тогда Чин увидела вырезанную на нефрите надпись.
Иероглифы сообщали что у нее родится «сын горного хрусталя», который станет «царем без трона». Так и случилось..
Через девять месяцев девушка родила мальчика, который стал со временем великим учителем Куном.

Когда он был уже стариком, ему явился цилинь, рог которого был повязан белой лентой. Конфуций узнал украшение своей матери и все понял.
«Мой путь исчерпан»,- сказал мудрец и вскоре умер.



Цилинь ми прекрасная дева - не правда ли, почти европейский сюжет?
На самом деле, это биографическая иллюстрация о волшебном рождении Конфуция
Итак, похоже что изначально китайский волшебный рогач всё же имел мистическую связь с избранными девами, которые впоследствии рождали выдающихся мальчиков. Традиция сохранила следствие, но причина сокрыта во тьме забвения. Лишь изобразительная традиция способна её приоткрыть.

По некоторым представлениям, цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле, подобно дракону, но обычно его видят все же не летящим, а идущим, иногда - выходящим из воды.
Например, по одной из легенд об императоре Фу Си, тот увидел выходящего из Желтой реки цилиня (согласно другим версиям то был все же дракон), на спине которого были начертаны странные знаки, которые и послужили прообразом для китайской иероглифической письменности..

На спине цилиня иногда можно увидеть младенцев мужского пола.




Цилинъ доставляет мальчика
Чудесный цилинъ является символом добродетели,
а бездетным, праведным семьям он приносит долгожданных наследников.
В народных верованиях цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей:
спускающийся с неба «единорог» приносит сына - традиционный сюжет благопожелательных лубков, народных вырезок из цветной бумаги.

Имеется много версий о происхождении образа цилиня. Японский ученый Идзуси Ёсихико выдвинул гипотезу, что «образ цилиня [у японцев он кирин] развился на основе представлений об олене», тем более, что «в древних текстах цилинь часто упоминается наряду с оленями, как их своеобразный вожак».

Известно, что китайцы эпохи Мин сразу опознали цилиня в африканском жирафе...



Чжень-Хэ привозит жирафа из Бенгалии (1414)

* * *

Первые каменные изображения Цилиня появляются в эпоху династии Поздняя Хань (25-220 гг. н.э.).
В источниках тех времен цилинь описывается как животное, напоминающее оленя (вола) с одним рогом, с коровьим хвостом и лошадиными копытами, выше трёх метров ростом. Передвигаясь, оно не причиняло вреда даже букашке, и вообще - ступая по траве, цилинь не приминал её.
Продолжительность жизни животного исчислялась, по преданию, тремя тысячами лет.
Высеченный на каменных надгробиях, цилинь должен был отгонять от них злых духов и провожать души умерших на небеса.



Могильный страж эпохи Хань
Однако с течением времени цилинь меняет постепенно и свое обличье, и функции.
Так, склеп императора Вэнь-ди эпохи Южная Чжао (430-589 гг. н.э.) охраняют два каменных цилиня уже в виде единорогов с сильным телом льва и чётко очерченными крыльями.





Судя по всему, известный сейчас древнекитайский «драконический лев-олень» биси (Bixie, 辟邪) - и есть предок средневекового цилиня! Впрочем, иные утверждают что это "помесь китайского дракона с китайской же черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» (龙生九子) в китайской мифологии". Но очевидно, здесь явная путаница: недаром русская и британская Вики описывают это существо противоположным образом.
Так что, в контексте черепахи видимо, верно следующее утверждение:
"Другие китайские названия, употребляемые для таких каменных черепах - «гуйфу» (龟趺) и «бася» (霸下). Чаще всего, впрочем, монумент такого типа описывается просто как «стела, несомая черепахой» (龟驮碑, «гуйфу бэй»)".
В пекинском дворце есть и цилини, и гуйфу с колонной на панцире...

А каменных хранителей-биси китайцы возводили ещё в эпоху кочевых смут начала эры.
И эти же статуи сейчас зовутся цилинями, что говорит о многом... Древняя же форма трансформировалось в пи-сю.
Сейчас различают две формы этих известных адептам фэн-шуй притягивателей благополучия:
двурогий пи-я (辟邪), отгоняющий злые силы, и однорогий «лев» тьен-лу (天祿), притягивающий богатство и благополучие. Последний-то и наложился на образ «оленя»-цилиня.



пример раннего биси. не правда ли, он довольно драконичен?!



1. Цилинь императора У (держава Лю-Сон)(420-422)
2. Биси или цилинь?
В современном словаре даются такие значения биси:
1 - устранять зло, искоренять скверну,
2 - злой, скверный, дурной.
Как нередко водится в старинных понятиях, два смысла практически противоположны.

По-видимому очевидным отличием будет наличие копыт.
Они есть у классического цилиня. Даже если своим телом он больше напоминает дракона.
При наличие же лап и гривы, перед нами явно биси / тьен-лу.



Сосуд в форме волшебного льва (Западная Цзинь, 265-317 н.э.)


Одно из ранних изображений цилиня (биси?) (эпоха Хань)

Ещё ханьские химеры: биси/цилини -







средневековые твари
и их вариации более нового времени:



Ещё один нюанс!
Стражи-биси стилистически очень похожи на других стражей - Ши (獅) - собственно ЛЬВОВ.
Они начали возводиться у крыльца во дворцы начиная с эпохи Хань, хотя, как известно, зоологические львы в Китае не водятся. Упоминания о настоящем льве, так же, как и торговля по Великому Шёлковому пути, относятся к периоду ханьского императора У-Ди (141-81 гг. до н.э.).




1. классические львы-ши у ворот Запретного Города (Пекин, династия Мин)
2. каменнная львица со львятами монгольской династии Юань (пекин)
Вообще же, само китайское понятие «Ши» (изначально в форме 師) было заимствовано у персов - от «Шьяр» (شیر) (вспоминаем киплингского Шер-хана!)

Впрочем, львинообразный образ льва с крыльями запечатлевался в интерьерах и рисунках издревле. Учёные соглашаются что согдийские и парфянские импортные львы - «Псы Фу» - отождествились китайцами с какими-то родными мифологическими тварями.
Примером служит цитата монаха Хуйлиня (慧琳), что дескать «Известный по древним мифам суанни (狻猊) - якобы не кто иной как лев, пришедший с Западных земель»

На кого же был похож китайский крылатый лев?
Вот как об этом пишут в компиляции с ресурса «Бестиарий»

...Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся из Китая на Ближний Восток.

Цивилизация Месопотамии зародилась около 5,5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигр и Евфрат.
В её развитие внесли свой вклад шумеры (происхождение которых неизвестно), семиты - аккадцы, амореи, ассирийцы, а также касситы - народ загадочного (по одной из теорий - индоевропейского) происхождения. На копии межевого камня из позднекасситской Вавилонии (XII век до н.э.) хорошо видны лежащие крылатые львы.

Государством, впервые в истории объединившим значительную часть Ближнего Востока, была Ассирия. Около 700 года до н.э. завершилось строительство крепостных стен в Ниневии - одном из ассирийских городов. На воротах этих стен были установлены статуи львов с человеческим лицом и крыльями: Крылатый лев (плакетка из слоновой кости), Крылатый лев (придверное изваяние; см. также статью Ламассу), Ассирийский сфинкс (рисунок статуи, утонувшей в р.Тигр при перевозке экспедицией Г.Лэйярда; см. также статью Сфинкс).
Как предполагалось, они защищали Ниневию от врагов и злых духов.




1. утонувшая статуя «ассирийского сфинкса» из Ниневии
2. аккадский крылатый ламассу

Дальнейшая судьба крылатого льва ведет нас к руинам Вавилона.
На воротах Иштар в Вавилоне есть скульптуры фантастического животного, напоминающего цилиня.
C 605 г. до н.э. здесь процветала Ново-Вавилонская династия, и Навуходоносор II воздвиг в столице свой дворец. Царем было начертано:
«По обе стороны врат Вавилонских я водрузил могущественного быка и устрашающего мушхушшу».

«Мушу» у вавилонян - змея.
«Мушхушшу» - единорог с головой змеи и туловищем копытного млекопитающего, покрытым чешуей.
Две передние лапы мушхушшу - явно львиные, а две задние - как у орла. Образ довершает длинный чешуйчатый хвост с жалом скорпиона. Своим назначением - отпугивать демонов и злых духов - и обликом мушхушшу очень напоминает китайского цилиня. Другими словами, мушхушшу являет собой комбинацию трёх существ: змеи, олицетворяющей в вавилонской мифологии вечность, изобилие и перевоплощение, льва - царя зверей и орла - царя птиц.
А не мог ли мушхушшу быть прообразом цилиня?
Вероятно, претерпев трансформацию, он стал основной облика мифического китайского "грифона".



«Козерог» и «грифоны»(?) на астрологической палетке касситов (XI-X в. до н.э.)

Если каким-либо элементам вавилонской цивилизации и суждено было возродиться вдали от Двуречья спустя годы, то это могло произойти только благодаря контактам мужду различными народами, усилившимся при низвергнувшей ново-вавилонских царей персидской династии Ахеменидов.

В 525 г. до н.э. Ахемениды объединили под своей властью весь Ближний Восток от Нила на западе до Инда на востоке. В столице персидского государства - Персеполе (Персеполисе) - сохранился дворец, построенный на рубеже VI и V веков до н.э. Дарием I (521-486 гг. до н.э.) и Ксерксом (486-465 гг. до н.э.). Не будет преувеличением сказать, что в Персеполе сплелись черты всех культур Ближнего Востока, имевших многовековую историю. Среди изображений фантастических животных, украшающих стены и колонны Персеполя, есть и образ, напоминающий мушхушшу.



Мушруш, он же Сирруш. Барельеф на воротах храма богини Иштар в Вавилоне
детальнее - http://www.bestiary.us/sirush
также см. http://botanique.livejournal.com/133375.html

[...] ...кто же все-таки принес в Китай облик грифона, развившийся из слияния льва и мушхушшу?
Возможно, бесчисленные орды верховых кочевников, свободно пересекавших вдоль и поперек евразийские степи. Речь идет о номадах железного века - скифах и саках.

Грифоны, действительно, имеются на золотых украшениях и знаменитых орнаментах звериного стиля, характерного для культуры скифов. Скифы, не строившие городов и постоянно находившиеся в движении вместе со всем своим скарбом и скотом, возводили захоронения-курганы. В них и были найдены изображения грифонов - мифических существ, вероятно, заимствованных скифами у ближневосточных соседей.

[Здесь лично я весьма сомневаюсь. Классический образ льва-орла - истинное детище степных кочевников, вписанное в их космос звериного стиля (см. об этом в монографии Д.С. Раевского). Грифон - ни разу не земледельческий образ. В отличие от крылатого пса, известного ещё на изображениях Чатал-Хуюка и Крита. Таким образом, по моему сугубому мнению грифон как степная версия дракона появился у ранних кочевников на рубеже II-I тысячелетий до н.э.. Именно контакты с ними подарили этот образ мидийцам, ассирийцам и вавилонянам]



ещё одна "химера" с Ворот Иштар

Во время археологических раскопок на территории города Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) обнаружены орнаменты на золотой фольге и золотые пояса со скифскими львами.
Таким образом, получается, что грифоны, трансформировавшиеся из священных животных Ближнего Востока и напоминающие вавилонского мушхушшу и персидского льва, были привнесены в Китай уже в виде золотых узоров кочевников.
Это произошло между V и III вв. до н.э. до ханьского императора Шёлкового пути в I в. до н.э.




Путешествуя по Евразии, изображения цилиня, в свою очередь, распространились во многих странах, через которые проходил Великий Шелковый путь. Над нитью Великого Шелкового пути пролетали века, изменяя облик стран и народов, меняя символы и узоры. К минской эпохе (1368-1644 гг) в Китае цилинь стал уже таким, каким его можно видеть сегодня. Как деталь орнамента цилинь использовался в рисунках, тканях, посуде и архитектуре, символизируя дух добра и счастья.

Около 1200 лет тому назад цилинь "прописался" и в Японии под именем "кирин" как мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Китае и Японии цилинь-кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности...
...Синтетический характер облика цилиня дает основания предполагать, что миф о нем стал плодом взаимодействия нескольких цивилизаций, последовательно перенимавших друг у друга определенные элементы материальной и духовной культуры."


Символизировавший некогда мир и спокойствие, цилинь приобрел черты носителя власти и силы, вероятно, вследствие ближневосточного влияния. В таком случае два крайних звена цепочки «Китай - Ближний Восток», видимо, в течение долгого времени были соединены между собой большим количеством культурных контактов.

См.: http://www.bestiary.us/cilin.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/Цилинь / http://en.wikipedia.org/wiki/Qilin
http://ru.wikipedia.org/wiki/Биси / http://en.wikipedia.org/wiki/Bixie
http://en.wikipedia.org/wiki/Imperial_guardian_lions
http://polusharie.com/index.php?topic=64184.0
http://symbolics.ucoz.ru/news/cilin/2012-05-01-40
http://www.beijingtour.narod.ru/ming/mingkod.html
http://abirus.ru/content/564/623/625/644/11603/11613.html
http://fanparty.ru/fanclubs/vse-neobyasnimoe-i-neobychnoe/tribune/143812
+
Мифологический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1990 (2)
«Откуда пришел цилинь» // «Азия и Африка сегодня», №3, 1989 (141)
Волшебные животные (серия «Зачарованный мир») - М.: Терра, 1996 (447)

мнения, архаическое искусство, межкультурная компаративистика, символика, змей-дракон, древности Дальнего Востока, бестиарий, памятники старины, мифология

Previous post Next post
Up