Кладбище в деревни Ушково. Карелия. (Ополовников А.В. Русский Север. М., 1977. С. 83).
Отчетливым отголоском обряда кремации покойников в средневековье следует считать, распространенный в Владимиро-Суздальской земле обычай «освящать» огнём землю на месте захоронения. Так на суздальском раннесредневековом кладбище М.В. Седова отмечала следы кострищ, прорезанных могильной ямой. Тот же обряд отчётливо наблюдался и в мерянских Кнутихинских курганах, обнаруженных нами (ивановским археологом Травкиным) на берегу Уводи и исследованных совместно с А.В. Уткиным.
Домовина и столбцы. 3 - Карелия, 4 - Лехтинский район, хутор Рию-Варина.
В Плёсе подобное мы встретили дважды, и только на древнейшей, мысовой части памятника. Столетней загадкой раннесредневекового погребального обряда рассматриваемого нами региона являлось для археологов наличие в некоторых курганных насыпях так называемой «заливки» - предположительно искусственного грунтового панциря или своеобразного прочного свода из смеси глины, песка и извести.
Её впервые отметил в конце XIX столетия исследователь сельских курганов Плёсско-Кинешемского Поволжья Ф.Д. Нефедов. Пристальное внимание труднообъяснимому явлению уделили затем Е.Н. Ерофеева, Е.И. Горюнова, П.Н. Третьяков, В.В. Седов, Е.А. Рябинин. Последний, в конечном итоге, подчеркнул важность заключения Е.И. Горюновой о том, что погребения с упомянутым глиняным панцирем являются одним из наиболее ярких элементов мерянской финно-угорской культуры.
Плёсский некрополь предоставил и нам возможность поближе познакомиться с «заливкой», провести наблюдения и предложить свою разгадку феномена, хотя, может быть, она покажется кому-то спорной. А разгадка, на наш взгляд, напрямую связана, во-первых, с «домиками мёртвых», а во-вторых, с характером материкового грунта на кладбище.
Домовина-столп. 1 - Солотча. Мещёра. 30-е годы 20 века. 2 - Вологодское деревенское кладбище.
На территории плёсского некрополя «заливка» была прослежена только в тех погребениях, которые располагались на материковой глине. Её же, здесь, на месте, брали для засыпки могильной ямы и сооружения курганной насыпи. Как известно, под воздействием огня глина приобретает дополнительную прочность. Таковой она и становилась в тех случаях, когда ею забрасывали горящие «домики мертвых» или когда её смешивали с горящими углями для ритуальной засыпки могильных ям.
Всё это появилось когда в Плёсе стали массово селиться выходцы из местной мерянской округи. В их погребениях, после совершения ряда обрядовых манипуляций, естественным образом появлялся плотный глиняный панцирь. Плёсские материалы, таким образом, подтверждают справедливость суждения Е.И. Горюновой, В.В. Седова и Е.А. Рябинина о генетической связи «заливки» с культурой субстратного населения, за счёт которого как раз и пополнялась городская община домонгольского Плёса.
ПОДРОБНЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ -
http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam/2012-04-21-553