Дорога к Предкам. Погребальный обряд Верхнего Поволжья.

Apr 23, 2012 13:26




Кладбище в деревни Ушково. Карелия. (Ополовников А.В. Русский Север. М., 1977. С. 83).

Отчетливым отголоском обряда кремации покойников в средневековье следует считать, распространенный в Владимиро-Суз­дальской земле обычай «освящать» огнём землю на месте захоро­нения. Так на суздальском раннесредневековом кладбище М.В. Седова отмечала следы кострищ, прорезанных могильной ямой. Тот же обряд отчётливо наблюдался и в мерянских Кнутихинских курганах, обна­руженных нами (ивановским археологом Травкиным) на берегу Уводи и исследованных совместно с А.В. Уткиным.



Домовина и столбцы. 3 - Карелия, 4 - Лехтинский район, хутор Рию-Варина.

В Плёсе подобное мы встретили дважды, и толь­ко на древнейшей, мысовой части памятника.  Столетней загадкой раннесредневекового погребального об­ряда рассматриваемого нами региона являлось для археологов наличие в некоторых курганных насыпях так называемой «залив­ки» - предположительно искусственного грунтового панциря или своеобразного прочного свода из смеси глины, песка и извести.

Её впервые отметил в конце XIX столетия исследователь сельс­ких курганов Плёсско-Кинешемского Поволжья Ф.Д. Нефедов. Пристальное внимание труднообъяснимому явлению уделили за­тем Е.Н. Ерофеева, Е.И. Горюнова, П.Н. Третьяков, В.В. Седов, Е.А. Рябинин. Последний, в конечном итоге, подчеркнул важность заключения Е.И. Горюновой о том, что погребения с упомяну­тым глиняным панцирем являются одним из наиболее ярких эле­ментов мерянской финно-угорской культуры.

Плёсский некрополь предоставил и нам возможность побли­же познакомиться с «заливкой», провести наблюдения и предло­жить свою разгадку феномена, хотя, может быть, она покажется кому-то спорной. А разгадка, на наш взгляд, напрямую связана, во-первых, с «домиками мёртвых», а во-вторых, с характером материкового грунта на кладбище.



Домовина-столп. 1 - Солотча. Мещёра. 30-е годы 20 века. 2 - Вологодское деревенское кладбище.

На территории плёсского некрополя «заливка» была просле­жена только в тех погребениях, которые располагались на мате­риковой глине. Её же, здесь, на месте, брали для засыпки могиль­ной ямы и сооружения курганной насыпи. Как известно, под воз­действием огня глина приобретает дополнительную прочность. Таковой она и становилась в тех случаях, когда ею забрасывали горящие «домики мертвых» или когда её смешивали с горящими углями для ритуальной засыпки могильных ям.

Всё это появилось когда в Плёсе стали массово селиться выходцы из местной мерянской округи. В их погребениях, после соверше­ния ряда обрядовых манипуляций, естественным образом появ­лялся плотный глиняный панцирь. Плёсские материалы, таким образом, подтверждают справедливость суждения Е.И. Горюно­вой, В.В. Седова и Е.А. Рябинина о генетической связи «залив­ки» с культурой субстратного населения, за счёт которого как раз и пополнялась городская община домонгольского Плёса.

ПОДРОБНЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam/2012-04-21-553

финноугрика, мнения, древняя символика, танатологическое, фольклор, культовые практики

Previous post Next post
Up